Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
1) По предмету правового регулирования: конституционные, административные, трудовые, уголовные и т.д.
2) В зависимости от методов правового регулирования:
- императивные (содержат властные предписания);
- диспозитивные (содержат свободу усмотрения);
- поощрительные (стимулируют социально полезное поведение);
- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения)
3) По пределу действия:
а) во времени: срочные и бессрочные;
б) по территории: общероссийские, действующие на территории субъекта РФ, местные (на территории муниципального образования), межтерриториальные
в) по субъектам: распространяются на граждан РФ, на иностранных граждан и и.д.
4) По уровню обобщенности правила (диспозиции): общие (например, «Нарушение правил торговли») и специальные (например, «Нарушение порядка продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия».
|
|
5) По функциям: регулятивные и охранительные.
6 ) Специальные (специализированные) нормы. Они сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права. К таким нормам относятся:
а) общие нормы или закрепительные (например, устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о правосубъектности);
Например: «Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста».
Или: «Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом и договором».
б) дефинитивные (нормы-дефиниции), формулирующие законодательные определения понятий («преступление», «сделка», «юридическое лицо»…).
Например: «Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».
в) декларативные (нормы-принципы). «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
г) оперативные или нормы-инструменты, которые отменяют нормы права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действие и т.д.
|
|
Например: «Впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним».
д) коллизионные, которые призваны решать «коллизии» между нормами права, их столкновения, т.е. регулировать выбор между нормами.
е) нормы-расчеты – нормы, содержащие в себе количественные или качественные показатели деятельности государственных органов или организаций. Типичный пример – закон о бюджете на тот или иной год.