Хранение. Долговременная память

Кодирование

Долговременная память

Хотя принятие решений осуществляется в основном в крат­ковременной памяти, между двумя видами памяти происходит постоянный обмен информацией. Вообще связь между этими двумя видами памяти очень сильная. Существует точка зрения, что они не являются различными нейронными системами, а соответствуют различным состояниям активации единой ней­ронной системы.

Требуется время, чтобы информация, поступившая из КП, закрепилась в ДП, но после этапа закрепления она может хра­ниться в ДП очень долго. Есть эксперименты, показывающие, что человек может вспомнить далекие по времени и, казалось бы, насовсем забытые события и факты. Можно предположить, что мы содержим в мозгу огромное количество информации, но не всегда можем найти «ключик от сундука», где хранится эта информация. Долговременная память также принимает уча­стие в принятии человеком решений, поставляя в КП необхо­димые факты, знания и умения.

Так же, как и в КП, в долговременной памяти можно выде­лить три этапа переработки информации: кодирование — хране­ние — извлечение.

Преобладающим способом кодирования информации для вербального материала является смысловое кодирование. Это означает, что чаще всего мы не запоминаем информацию до­словно. Мы помним основное ее содержание. Например, после прочтения письма мы можем совсем иными словами, но доста­точно точно описать его содержание.

Существует множество различных и достаточно сложных моделей долговременной памяти. Каждая из них соответствует определенной части имеющихся экспериментальных данных. С точки зрения проблем принятия решений нам представляет­ся наиболее привлекательной модель, основанная на семанти­ческой близости [3]. В этой модели семантический класс может быть представлен в долговременной памяти как набор атрибу­тов или признаков. Каждый объект представляется как бы точ­кой в пространстве признаков, причем близким объектам соот­ветствуют близкие расстояния в этом пространстве.

Другая распространенная модель может быть названа иерархической. Люди лучше запоминают информацию и реже ее забывают, если сведения упорядочены от более общих к бо­лее частным. Например, удобно хранить информацию о живых существах, относя их к классам млекопитающих, птиц, пре­смыкающихся, земноводных, рыб и т.д. Мы можем различать разные группы птиц по местам обитания, по поведению и т.д.

Иерархическая организация информации оказывается весь­ма эффективной. В одном из экспериментов испытуемых про­сили запомнить информацию, представленную в иерархическом виде. Другая группа испытуемых получила эту же информа­цию без какой-либо структуры, просто как набор названий. Испытуемые запоминали (в среднем) 65% информации, пред­ставленной в иерархическом виде, и только 19% информации при случайном порядке предъявления [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: