double arrow
Анализ и обсуждение результатов второй серии экспериментов

Основная цель этой серии экспериментов заключалась в оценке того, как профессионалы справляются с задачами клас­сификации и в какой мере выводы, полученные при работе с группами студентов и школьников, могут быть перенесены на реальные практические задачи классификации. Было проведено два эксперимента, в которых задача многокритериальной клас­сификации была совмещена с профессиональными задачами ис­пытуемых. В эксперименте 15 испытуемые классифицировали предлагаемые к публикации препринты ( N = 5, W = 3, Р = 2); при этом Е = 3,3 (см. табл. 7.1). Проведенный анализ свидетель­ствовал, что все испытуемые (члены редакционно-издательского совета), кроме одного, справились с задачей классификации при двух классах решений. Анализ границ между классами свиде­тельствовал, что никто из испытуемых не использовал в процес­се классификации более пяти правил, объединяющих элементы границ в структурные единицы информации.

Мы ожидали, что с усложнением задачи (эксперимент 16, 4 класса решений) увеличится, как и ранее, количество ошибок. Однако число ошибок оказалось даже меньшим (см. табл. 7.1). В связи с этим особенный интерес представлял анализ страте­гий испытуемых. Результаты анализа границ между классами свидетельствовали, что испытуемые резко упростили свои стра­тегии при возрастании сложности задачи. Поэтому двое из че­тырех испытуемых (в соответствии с критерием «сложность решающего правила») не справились с задачей классификации, несмотря на незначительное количество допущенных ошибок.




Число используемых при классификации правил не пре­вышало объема КП. Следует отметить: несмотря на то что предметное содержание задачи классификации было близким для испытуемого по его профессиональной ориентации, сама задача классификации препринтов, представленных посредст­вом описания их критериальных оценок, была для них новой.

Итак, можно сделать вывод, что поведение опытных спе­циалистов, принимающих решение, при усложнении задач классификации отличается от поведения обычных людей, При решении новых, не повторяющихся в их практике задач клас­сификации, сложность которых превышает границы их воз­можностей, они стремятся прежде всего быть последовательны­ми, непротиворечивыми. Для этого они упрощают свою задачу, отбрасывая часть критериев из рассмотрения, переводя их в ог­раничения. Существенно упрощая при этом задачу, они прак­тически решают вместо исходной задачи другую, приспособ­ленную к реальным возможностям человеческой системы пере­работки информации.






Сейчас читают про: