Общее обсуждение

Что же показывают полученные результаты? Прежде всего мы имеем доказательства существования поразительно четких границ возможностей человека в задачах многомерной класси­фикации. Эти границы замаскированы у опытных ЛПР их уме­нием явно упрощать задачу и переходить, по сути дела, к стра­тегии «последовательного исключения по аспектам», при кото­рой нагрузка на кратковременную память минимальна, хотя са­ма задача искажается. Применительно к новым задачам мно­гокритериальной классификации полученные в работе резуль­таты позволили сделать заключение о возможностях человека при решении 90 разных по сложности задач классификации. Так, данные эксперимента 3, которые свидетельствовали, что решение задачи классификации объектов по трем классам, ха­рактеризуемых семью критериями и двумя градациями на шка­лах их оценок, находится в пределах возможностей человека, позволили сделать выводы, что еще 12 заведомо более легких за­дач также находятся в пределах возможностей человека.

Результаты оценки возможностей человека в задачах раз­ной сложности сведены в табл. 7.2, где в клетках указано пре­дельное число критериев, при которых испытуемые еще справ­ляются с задачей многокритериальной классификации [17]. Невозможность решения задач, более сложных, чем указаны в табл. 7.2, выражается в многочисленных противоречиях, в до­пускаемых ошибках или в упрощении задачи в ущерб ее со­держательной стороне.

Таблица 7.2 Число критериев, при котором возможна классификация

Количество оценок на порядковых шкалах Количество классов решений
       
  7-8 6-7 4-5  
  5-6 3-4 2-3  
  3-4      

Обратимся к табл. 7.2. При решении любой задачи класси­фикации испытуемый должен учитывать все три основных па­раметра задачи: критерии, оценки на шкалах, классы реше­ний. Если мы перемножим наибольшие значения этих пара­метров, приведенные в табл. 7.2, то получим значения в преде­лах 30—42. Как и Дж. Миллер, мы можем сделать вывод, что «разрешающие возможности» человека в задачах многомерной классификации не превышают шести двоичных единиц инфор­мации.

Возникает вопрос: насколько непреодолимы для человека очерченные выше границы? Есть ли возможности фактически расширить способности человека решать сложные многокрите­риальные задачи?

На наш взгляд, такие возможности имеются. Одна из них состоит в попытке заменить параллельные задачи с большой на­грузкой на кратковременную память последовательными за­дачами. Прежде всего следует упомянуть об иерархических ре­шающих правилах, когда можно использовать иерархию клас­сификаций. Необходимым условием для этого является со­держательность для эксперта понятий, используемых на каждом уровне иерархии. Конечно, этот подход не универсален и в каж­дом случае должен применяться творчески. В специальных экс­периментах нами проверялась эффективность различных страте­гий выборочной классификации, при которой классификация осуществляется как бы последовательно (сначала выбираются все объекты, относящиеся к первому классу, затем — ко второму классу, и т. д.), что позволило уменьшить число допущенных ошибок в 1,5 раза по сравнению с условиями обычной класси­фикации, когда испытуемый, последовательно рассматривая каждый объект, относит его к тому или иному классу.

Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что су­ществуют ограничения возможностей человека в широком кру­ге интеллектуальных задач. Эти ограничения объективны и оп­ределяются особенностями человеческой системы переработки информации. Такие же пределы и ограничения можно устано­вить и в других задачах принятия решений - нужны лишь но­вые критерии оценки поведения и новые эксперименты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: