Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ
Характеристики руководителя, умеющего/не умеющего влиять на людей
Руководители, развившие в себе умение влиять на других, приобрели набор могущественных средств, которые можно использовать в человеческих отношениях. Эти навыки повышают эффективность и способствуют признанию собственной ценности: их можно плодотворно использовать для оказания помощи окружающим. Ниже приводятся данные, характеризующие руководителей, имеющих сильное и слабое влияние на сотрудников.
Чувствует себя недооцененным Не понимает процесса влияния Воздействие на окружающих незначительно Одевается не соответствующим случаю образом
Имеет неубедительный внешний вид. Нечетко излагает свои мысли Испытывает неуверенность в себе
Ценится окружающими Понимает процесс влияния Оказывает значительное воздействие на окружающих Одевается соответствующим случаю образом
Имеет убедительный внешний вид Ясно излагает свои мысли Уверен в себе _
Дает нечеткие указания Не имеет стратегии влияния на окружающих Недостаточно настойчив Не умеет выслушивать других
При планировании: прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
При организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовыми и месячными планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке в работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические
материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.
При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.
При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.
При общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующими и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата в коллективе.