Независимо от того, выезжают ли дети на дачу или остаются на месте, оздоровительная работа в летнее время требует больших усилий со стороны заведующего и всего персонала. Прежде всего составляется конкретный план, в котором предусматриваются все мероприятия по 'укреплению здоровья детей, их закаливанию, отдыху.
Если дети выезжают на дачу, коллектив детского сада вместе с родителями задолго готовятся к этому: приводят в Порядок дач-
Оборудование участка летом (детский стол для настольного тенниса, площадка для творческих игр).
Оборудование участка летом (площадка для развития координации движени площадка для игры в мяч)
ныс помещения, определяют расходы на проведение летних оздоро-мительных мероприятий, продумывают перечень необходимых вещей для детей и др., подбирают временных сотрудников, которые будут работать на даче. Наилучший срок вывоза детей на дачу в средней Полосе – с 10 июня по 25 августа, т.е. на 75 дней. Руководителю имеете со счетным работником необходимо правильно рассчитать рнсходы на проведение летних оздоровительных мероприятий. Составляется отдельная смета, в которой предусматриваются дополнительные расходы на заработную плату работникам, на питание детей и хозяйственное обслуживание1.
|
|
В план работы включаются и вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми: необходимо предусмотреть выполнение 11рограммы воспитания в детском саду» на IV квартал учебного и|да. Экскурсии, труд в природе, игры, развлечения – все это сделает жизнь детей на даче интересной, содержательной.
Перед выездом на дачу все дети должны пройти медицинский осмотр, который поможет определить индивидуальный подход в проведении закаливающих процедур, в дозировке двигательной нагрузки, в формировании осанки и др.
Незадолго до выезда на дачу собирается педагогический совет, проводится производственное совещание со всем отъезжающим персоналом, собрание родителей, обсуждаются особенности работы в дачных условиях; заведующий напоминает о правилах поведения сотрудников в период пребывания детей на даче и родителей, навещающих детей.
Определение конкретных обязанностей каждого сотрудника, четкий график работы, повышенная ответственность – все это поможет провести летнюю оздоровительную работу на должном уровне, укрепить здоровье детей.
Подготовиться к летней оздоровительной кампании поможет внимательное изучение таких документов, как Инструкция об организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, «Типовые правила пожарной безопасности», «О предупреждении отравления детей ядовитыми растениями и грибами», «О мерах предупреждения кишечных инфекций» и др. В течение всего летнего периода руководитель и медицинский персонал устанавливают строгий, систематический контроль за их исполнением.
|
|
Министерство просвещения СССР издало «Рекомендации по проведению летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях», в которых раскрыто значение этой работы, методы организации режима дня оздоровительно-воспитательной работы, лечебно-профилактической помощи, питания детей, определена учетно-отчетная документация2.
Полезные советы по организации вывоза детей на дачу и про-
ведению летней оздоровительной работы можно найти в книге Е. Ю. Демуровой и Л. Ф, Островской «О руководстве детским садом» в главе «На дачу!»1. Здесь же даны рекомендации по организации жизни сотрудников в этот период: «Вместе с профоргом подумайте, как разместить товарищей в общежитии, чтобы всем было удобно. Это нетрудно сделать, если хорошо знаешь интересы и характер каждого работника. Нужно подумать и об отдыхе сотрудников после работы. Хорошо выделить для этого веранду, или беседку, или теневой навес, где после работы взрослые смогут почитать книгу, газету, журнал, поиграть в шахматы, шашки, обменяться мнениями о прошедшем трудовом дне»2.
По окончании оздоровительного периода врач совместно с педагогами проверяет, насколько эффективно было пребывание детей нягдач-ег При этом у каждого ребенка отмечают прибавку веса и роста, гармоничность телосложения, содержание гемоглобина в крови, особенности сна, аппетита- эмоционального тонуса, динамику развития движений у всех Детей и качества речи у детей раннего возраста, усвоение культурно-гигиенических навыков, локальные сдвиги при хронических заболеваниях (с внесением изменений в первоначальный диагноз).
Важным показателем эффективности летней оздоровительной кампании является снижение острых заболеваний и обострений хронических заболеваний среди детей в период оздоровления и в последующий год. Вывод об эффективности пребывания детей летом в дошкольном учреждении делается с учетом всех показателей воспитательно-образовательной работы.
Итоги летней работы обсуждаются на педсоветах, произведет-, венных совещаниях. На основе анализа достигнутых результатов намечается план мероприятий на следующий летний' сезон.
В случае, если дошкольное учреждение не выезжает на дачу и режим его работы не изменяется, в нем повышаются нормы расходов на питание (на приобретение молока, овощей, фруктов). При этом плата родителей на этот период остается прежней. Летний оздоровительный период в таком случае длится 65 рабочих дней.
На педагогическом совете, на котором обсуждается план летних оздоровительных мероприятий, следует решить, что можно изменить в обстановке на участке, в групповых комнатах, в режиме дня, чтобы дети почувствовали: наступило лето – пора отдыха. Прежде всего следует убрать из групповых комнат все имущество, которое летом не используется: теплые одеяла, ковры, ковровые дорожки, отдельные пособия для занятий. Участок надо заранее подготовить: покрасить столы, скамейки, привести в порядок оборудование, инвентарь, завезти песок, починить водопровод (наружный) и т. д., посадить, если нужно, дополнительно деревья и кусты, разбить огород и цветники. Если позволяют условия, надо организовать питание детей на воздухе, под навесами. Не всегда удается
устроить сон на свежем воздухе, так как это связано с хранением Кроваток, постельного белья, но при наличии условий нельзя упускать такую возможность. Для закаливания детей совершенно необходимы водные процедуры; нужно продумать, как их организовать.
|
|
Иногда воспитатели спрашивают, почему у дошкольников нет каникул – все-таки остается на лето одно занятие в день. Но эти занятия должны отличаться от тех, которые проводятся в другие сезоны. Они в основном имеют целью закрепление тех знаний, умений и навыков, которые дети получили в течение учебного года; и процессе летних занятий у детей особенно сильно развиваются творческие способности в использовании природного материала, которого летом очень много. На занятиях дети готовятся к спортивным праздникам, вечерам досуга, к празднику лета и сказки. Иначе говоря, содержание этих занятий, как и направленность, совершенно другое в сравнении с обычным. Увлекает детей и организованный труд в природе.
Интересная, содержательная жизнь детей летом – один из факторов, повышающих их жизненный тонус, улучшающих их здоровье. За лето ребята своими руками и вместе с воспитателями делают много игрушек из природного материала, собирают гербарии, интересные находки («шкатулка находок»). Все это потом они используют в своих играх зимой.
Некоторые воспитатели летом часто водят детей в кино на детские сеансы. Не советуем этого, так как такие походы утомляют ребят, даже если кинотеатр расположен недалеко. Лучше пря-
зднее чем за месяц до начала летнего оздоровительного период (5–10 мая) иметь сведения о том, кто из детей летом не будет по-сеЩдть дошкольное учреждение, кто из родителей хотел 6Jo\ направить своих детей за город с другими дошкольными учреждениями.
Дети, временно принятые на летний период в дошкольное учреждения выезжающие за город, так и не выезжающие), не включаться в списочный состав этих учреждений, а время их пребывания включается в число дней посещения этого дошкольного учреждения. Дети, временно не посещающие детские дошкольник учреждения в летний оздоровительный период, учитываются в списочном составе детей того учреждения, которое они посещают постоянно указанные мероприятия, связанные с улучшением летнего отдыха детей, должны осуществляться в пределах средств, предусмот-реннь,1х на содержание этих учреждений1.
|
|
Подготовка дошкольного учреждения новому учебному году
Летом заведующий активно занимается вместе со своим помощ-hhkoi^ по хозяйственной части подготовкой детского сада к новому учебь;ОМу году. Они организуют текущий ремонт помещений, одновременно подправляются двери, фрамуги, вставляются стекла, утеп-ляют^я окна, двери, проверяется отопительная система. Заведующий вместе с завхозом заботится о заготовке на зиму овощей, топлива, если в этом есть необходимость. Вместе с воспитателем-мето-дистцм он приобретает все, что нужно будет для воспитательно-образ.овательной работы с детьми в новом учебном году: бумагу, краск:И; карандаши, игрушки и пр.
Вс-е это делается заранее, чтобы 1 сентября детский сад был полностью готов к работе в новом учебном году. Готовность детского учреждения к новому учебному году ежегодно проверяется отделами народного образования, представителями вышестоящих организаций. Лучшие руководители отмечаются на осенних итоговых Конференциях дошкольных работников, поощряются.
13. Имеет собственные нетрадиционные решения.
14. Стремится вложить геройство в других.
15. Лидер-реформатор, повышенная чувствительность к проблемам.
16. Готов к критике не только со стороны друзей, но и со стороны недругов.
17. Ориентирован на поиск новых выходов и путей из тупиков.
18. Сочетает требовательность к людям с безграничным уважением к ним.
19. Предъявляет высокие требования к себе.
20. Ценит свое время и время подчиненных.
21. Умеет отстаивать интересы всего коллектива и каждого из подчиненных.
22. Трезво оценивает результаты своей деятельности, признает свои ошибки, отменяет неправильные решения.
23. В манере говорить проявляется профессиональная грамотность. Управленческая компетентность. Общая культура и нравственные черты руководителя.
24. Умеет аргументирование отстаивать свою точку зрения в самых острых дискуссиях, в присутствии вышестоящего начальства.