Руководство планово-финансовой деятельностью

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В работе заведующего дошкольным учреждением большое место занимает административно-хозяйственная деятельность. К ней относятся:

o руководство планово-финансовой деятельностью;

o создание и совершенствование материальной базы учреждения;

o организация питания детей;

o организация летних оздоровительных мероприятий;

o подготовка детского учреждения к новому учебному году и к зиме.

В основе планово-финансовой деятельности дошкольного уч­реждения лежит смета расходов, которая является основным документом, определяющим объем, цель расходов и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреж­дения. Смета составляется на год, с 1 января по 31 декабря.

Заведующий должен хорошо знать основной финансовый документ, называемый «Форма сметы расходов дошкольных учрежде­ний», а также «Методические указания по составлению смет расхо­дов на содержание детских дошкольных учреждений (детских садов, яслей, яслей-садов)», основы гражданского законодательства.

Финансовая деятельность в дошкольных учреждениях осу­ществляется по-разному: в детских садах, находящихся в ведении отделов народного образования и некоторых ведомств, основные финансовые операции производят централизованные бухгалтерии. Они направляют, контролируют, координируют планово-финансовую деятельность каждого учреждения. В том случае, если нет централи­зованной бухгалтерии, финансовую деятельность осуществляет бухгалтер, который входит в штат учреждения. Он работает под не­посредственным руководством заведующего и вышестоящей финан­совой организации.

В любом случае заведующий дошкольным учреждением является распорядителем кредитов. Если учреждение обслуживается центра­лизованной бухгалтерией, заведующий как распорядитель креди­тов опирается на «Положение о централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы Министерства просвещения РСФСР»2, в котором раскрываются его права:

· заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг, а также трудовые соглашения на выполнение разовых работ посто­ронними лицами;

· получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу в подотчет авансов своим сотрудникам;

· разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотрен­ных сметой;

· самостоятельно расходовать на нужды учреждения по установ­ленным нормам материалы, продукты питания и другие материаль­ные ценности;

· утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, акты на списа­ние основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов в соответствии с действующим законодательством;

· получать от централизованной бухгалтерии в необходимых слу­чаях справки и сведения об исполнении сметы, а также разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятель­ности учреждения;

· подписывать первичные документы, служащие основанием для выдачи денег (кроме банковских), товарно-материальных ценностей, а также документы, изменяющие кредитные или расчетные обяза­тельства учреждений.

В этом же положении раскрываются вопросы, касающиеся основ­ных функций централизованных бухгалтерий, взаимоотношений централизованных бухгалтерий с обслуживаемыми учреждениями.

Руководство планово-финансовой деятельностью учреждения требует от заведующего четкости, дисциплинированности, аккурат­ности, точности в исполнении. Эти же качества он должен воспиты­вать и у подчиненных. Если все документы (приказы, договоры, тарификационные списки, авансовые отчеты и др.) будут состав­ляться правильно и своевременно представляться в централизован­ную бухгалтерию, эта работа не будет отнимать у руководителя много времени.

Если в штате детского учреждения имеется бухгалтер, то он наряду с руководителем учреждения несет полную ответственность за соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, за правильное ведение бухгалтерского учета и за своевременное представление бухгалтерской отчетности. Остановимся подробнее на содержании: работы бухгалтера, деятельность которого должен контролировать, и направлять заведующий. По инструкции Министерства финансов СССР от 26 сентября 1955 г. № 741 в обязанности счетного работ­ника входит:

а) ведение бухгалтерского учета в соответствии с правилами, изложенными в настоящей инструкции, и ведомственными указа­ниями;

б) контроль за правильным и экономным расходованием средств; в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденной смете;

в) проверка документов в отношении правильности их оформления и законности совершаемых операций;

г) контроль за своевременным и полным поступлением средств' на содержание учреждения;

д) составление и представление в установленные сроки бух­галтерской отчетности;

е) хранение оправдательных документов и бухгалтерских книг.

Назначение, увольнение и перемещение счетного работника производится вышестоящей организацией по представлению руково­дителя учреждения с согласия главного (старшего) бухгалтера вышестоящей организации.

Прием и сдача дел счетный работником при вступлении в долж­ность и освобождении от должности оформляется актом, составляе­мым после проверки состояния материального и денежного учета и отчетности бюджетного учреждения.

Учет операций исполнения сметы расходов по бюджету по простой системе бюджетным учреждением ведется в следующих бухгалтерских книгах: книга текущих счетов и расчетов (типовая форма № 292), книга материалов, продуктов питания и основных средств (типовая форма № 296).

В каждой бухгалтерской книге до начала записей в ней нуме­руются все листы. На обороте последнего за подписями руководи­теля учреждения и счетного работника делается запись: «В настоя­щей книге пронумеровано... (прописью) листов». Подписи скреп­ляются круглой печатью учреждения.

На переплете (обложке) бухгалтерской книги обязательно ука­зываются наименование учреждения; название данной книги и номер ее формы; отчетный год, на который книга открыта. Каждая бухгалтерская книга, кроме того, должна иметь оглавление откры­тых в ней счетов.

Записи операций в книгах должны производиться чернилами не позднее следующего дня после совершения операции, за исклю­чением списания отпущенных со склада (кладовой) материалов и продуктов питания в тех случаях, когда они е разрешения выше­стоящей организации списываются 1 раз в декаду или месяц. Книги следует вести аккуратно, без помарок и подчисток, а также без приписок над и под строками и в пробелах между записями.

При обнаружении ошибки в записи она исправляется путем за­черкивания тонкой чертой неправильной суммы или текста так, что­бы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркну­тым нового, правильного текста или суммы. Одновременно здесь же на полях пишется «Исправлено», что подтверждается подписью счетного работника.

Записи операций в книгах производятся только на основании надлежаще оформленных документов: счетов организаций и учреж­дений, авансовых отчетов подотчетных лиц, ведомостей на выдачу заработной платы рабочим и служащим, требований на отпуск ма­териалов и продуктов питания и др.

Бухгалтерские документы должны быть тщательно проверены как со стороны их полноты и правильности составления, так и по существу произведенных операций, т. е. их законности и соответ­ствия расходов утвержденной смете.

После проверки документы скрепляются подписью счетного ра­ботника и утверждаются руководителем учреждения.

Предъявляемые к оплате счета организаций за приобретенные учреждением материалы и инвентарь или за выполненные работы должны содержать: а) наименование и адрес организаций, пред­ставившей счет; б) год, месяц и число составления счета; в) указа­ние, за что именно предъявлен счет (с перечислением материалов, инвентаря, их количества, цен и суммы или наименованием выпол­ненных работ); г) причитающуюся по счету сумму (цифрами и про­писью); д) подпись руководителя и штамп организации, предста­вившей счет.

При выплатах гражданам за выполненную работу в составляе­мых ими счетах указывается: а) фамилия, имя, отчество и адрес лица, выполнившего работу; б) серия, № паспорта, кем и когда паспорт выдан; в) год, месяц и число составления счета; г) под­робное перечисление выполненных работ; д) причитающаяся по сче­ту сумма (цифрами и прописью); е) подпись лица, выполнившего работу.

В счете за приобретенные материалы и инвентарь должна быть расписка материально-ответственного лица в получении их, а в счете за выполненные работы – подтверждение принятия работ, сделанное заведующим хозяйством детского учреждения.

На оплаченных счетах должна быть также расписка получателя с указанием полученной им суммы (прописью) наличных денег и даты получения. При оплате документа путем выписки платежного •поручения (чека) на счете отмечается номер платежного поруче­ния (чека).

После проверки и оплаты все денежные документы и приложе­ния к ним гасятся штампом. На штампе, кроме слова «оплачено», должна быть дата (год, месяц и число) оплаты и подпись счетного работника.

При отсутствии штампа счетный работник при погашении денеж­ных документов пишет все указанное выше от руки.

В кассовых и банковских документах (чеки, платежные поруче­ния и др.) исправления не допускаются.

Проверенные и утвержденные документы записываются в реестр регистрации бухгалтерских документов ежедневно по мере их оформ­ления с указанием: а) даты записи; б) порядкового номера с на­чала года; в) названия и номера документа; г) суммы. Реестр от­крывается на каждый месяц в отдельности; по окончании месяца скрепляется подписью лица, ведущего учет, и подшивается в дело вместе с бухгалтерскими документами.

Присвоенный по реестру порядковый номер указывается на основ­ном бухгалтерском документе. На документах, являющихся при­ложением к основному документу (например, к авансовому отчету), проставляется номер и дата основного документа, к которому они относятся.

Оправдательные документы за каждый месяц подшиваются в папки в хронологическом порядке, т. е. в порядке чисел месяца и номеров. При незначительном количестве документов подшивка их может производиться за три месяца в одну папку.

Бухгалтерские документы» книги хранятся в запертом на ключ шкафу под ответственность счетного работника. Так же должны храниться отчеты, квитанционные книжки (корешки), бухгалтерские книги прошлых лет и другие документы.

Документы за текущий год должны храниться отдельно от до­кументов за прошлые годы.

Пропажу или гибель бухгалтерских документов, книг и т. п. руководитель учреждения обязательно оформляет соответствующим актом и письменно сообщает об этом в органы милиции по месту нахождения данного учреждения и вышестоящей организации.

Все ценности учреждения, а также расчеты с банками, деби­торами, кредиторами и др. подлежат инвентаризации в соответ­ствии с «Положением о бухгалтерских отчетах и балансах учрежде­ний и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР».

Бюджетные учреждения обязаны составлять и представлять в установленные сроки текущую бухгалтерскую отчетность и годовые отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Министерством финансов СССР.

Чтобы правильно осуществлять планово-финансовую деятель­ность, руководителю необходимо знать, как составляется смета детского сада, как производить расчет денежных средств по статьям расходов сметы.

Ежегодно финансирующие организации сообщают детскому уч­реждению контрольные цифры для составления сметы, где указы­ваются контингент детей, количество дето-дней, тип детского сада, продолжительность работы и примерные суммы по статьям. В соот­ветствии с этими данными заведующий совместно с бухгалтером составляет по установленной Министерством финансов СССР типо­вой форме смету на следующий бюджетный год (не включаются расходы на проведение летних оздоровительных мероприятий, на них составляется отдельная смета). Утвержденная вышестоящими орга­низациями смета служит затем основанием для расходования от­пускаемых средств.

Расходы по содержанию детского учреждения покрываются бюд­жетными ассигнованиями и поступлениями от родителей*, плата ко­торых за содержание детей составляет около 20% общей суммы. Заведующий разъясняет родителям важность своевременной платы за содержание ребенка в детском учреждении, мобилизует персо­нал на выполнение плана по детодням.

Плата родителей за содержание ребенка устанавливается в зависимости от их зарплаты, количества детей в семье, от того, где находится детское учреждение: в городе или в селе. Руково­дитель следит за тем, чтобы при начислении платы родителей строго соблюдалась Инструкция Министерства финансов СССР, Министер­ства здравоохранения СССР и ВЦСПС по применению постанов­ления Совета Министров СССР от 9 августа 1948 г. № 3000 о раз­мере платы родителей за содержание детей в детских садах и дет­ских яслях, принадлежащих государственным предприятиям и уч­реждениям, учитывались изменения и дополнения, которые внесены решениями Правительства СССР,и отдельными указаниями Ми­нистерства финансов СССР по применению инструкции1, а также Письмо Министерства финансов СССР, Министерства просвещения СССР, Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного Цен­трального Совета Профессиональных Союзов от 26 августа 1981 г. «Об изменении порядка расчета платы за содержание детей в дет­ских дошкольных учреждениях»2.

Родителям необходимо разъяснить правила оплаты за содержа­ние ребенка: плата вносится не позже 10 числа каждого месяца вперед за месяц. Нужно предупреждать, когда, в каких случаях производится перерасчет.

Средства, полученные от родителей, должны сдаваться в банк на текущий счет учреждения. Расходование их без сдачи в банк не допускается.

Госбюджетные ассигнования на содержание дошкольных учреж­дений систематически увеличиваются.

Так, в 1960 г. содержание одного ребенка стоило 237 руб., в 1967 г. – 295 руб., в 1977 г. – 439 руб., в 1979 г. эта сумма выросла до 487 руб., из них из госбюджета поступило 392 руб. и 95 руб. от родителей.

При планировании расходов по статьям сметы руководителю необходимо знать ряд нормативных документов, без которых не­возможно точно определить необходимую сумму.

Важно правильно установить производственные показатели сметы: количество групп (дошкольных и ясельных), количество детей, число дней и продолжительность пребывания ребенка в до­школьном учреждении, количество санаторных, логопедических групп. Правильный расчет производственных показателей сметы способствует точному определению сумм расходов по статьям сметы1.

Для каждой статьи сметы имеется свой расчет. Так, например, чтобы определить, сколько средств понадобится в год для выплаты зарплаты сотрудникам (ст. 1), надо установить число штатных единиц 2, а также размеры оплаты их труда.

Зарплата воспитателей зависит от их образования, стажа ра­боты, типа дошкольного учреждения; зарплата поваров – от разря­да; зарплата музыкальных руководителей, заведующих увеличивает­ся в зависимости от количества групп и т. д. Иначе говоря, работ­ники должны быть тарифицированы. С этой целью составляется тарификационный список, который прилагается к смете. Для списка должны быть представлены копии документов об образовании, но­тариально заверенные, произведен точный подсчет трудового стажа и др. При установлении оклада воспитателям учитывается не только образование, но и педагогический стаж.

Установление окладов, оформление совместительства, точное определение стажа работы сотрудников, введение доплаты в раз­мере до 30% ставки или оклада рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим и младшему обслуживающему персоналу за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслужи­вания или увеличение объема выполняемых работ – все эти и мно­гие другие вопросы, связанные с выплатой заработной платы, тре­буют от руководителя знания соответствующих инструкций. В случае неуверенности в решении каких-то вопросов необходимо прокон­сультироваться у руководителей вышестоящих организаций, юристов.

При планировании расходов по питанию (ст. 9 сметы) заве­дующий исходит из установленных денежных норм питания в день и числа дней питания одного ребенка в год.

Планируя расходы на приобретение игрушек, пособий и мате­риалов для занятий с детьми (бумагу, краски, карандаши, клей, нитки и пр.) и на проведение детских утренников, необходимо точно придерживаться количества ясельных и дошкольных групп, так как суммы на эти нужды различны в зависимости от возраста детей: 6 руб. 80 коп.– для дошкольных групп и 2 руб. – для ясельных. Суммы получаются небольшими, но при правильном Поквар­тальном их распределении можно обеспечить детей всем необхо­димым для занятий и игр.

Сметные нормы затрат на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (ст. 14) зависят от того, открывается ли новое детское учреждение или отдельные в нем группы, а также от ко­личества дошкольных и ясельных групп. Расчет производится на I ребенка в год.

Определение расходов по этой статье происходит из установ­ленных норм снабжения бельем и прочим мягким инвентарем (по детским садам и по детским яслям)1.

Объем расходов на приобретение оборудования- и инвентаря (ст. 12) устанавливается вышестоящей организацией в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели по бюджету. При этом учитывается наличие инвентаря и оборудования, имеющегося в дет­ском учреждении, а также перечень основных предметов оборудова­ния, намечаемых к приобретению в планируемом году.

В новых детских учреждениях все оборудование приобретается за счет сметы по капитальному строительству этих зданий, сред­ства на его приобретение по ст. 12 не предусматриваются. Поэтому при приеме нового детского учреждения заведующему необходимо добиваться, чтобы все оборудование и предметы внутреннего убранства были установлены2.

Для проведения капитального ремонта необходимо составить дефектный акт, в котором указать весь объем предполагаемых ра­бот. Вышестоящая организация на основе предоставленного акта ассигнует необходимые средства, которые будут отпущены детско­му учреждению по ст. 16.

Если же детское учреждение состоит на балансе предприятия, то расходы по его капитальному ремонту в смету не включаются, так как ремонт должен осуществляться за счет амортизационных отчислений предприятия.

Составляя финансовый план-смету детского учреждения, руко­водитель, таким образом, охватывает весь объем предстоящей работы, точно проводит грань между тем, что есть, что нужно и что возможно приобрести в предстоящем году.

Поквартальное поступление средств для детского учреждения облегчает заведующему возможность вести финансовую деятель­ность ритмично, последовательно, заранее продумывая, что необ­ходимо приобрести в первую очередь, а что потом.

Каждый квартал детское учреждение представляет отчет выше­стоящей организации об исполнении* сметы и о выполнении плана по дето-дням. Отчет составляет бухгалтер, заведующий проверяет и утверждает его. Отчет за IV квартал является одновременно и годовым финансовым отчетом. Вместе с ним направляется объяс­нительная записка, в которой сообщается о причинах отклонения от плана, если они имелись.

Составление финансового плана на год – трудоемкая, ответ­ственная работа. От того, насколько четко, продуманно он будет составлен, зависит эффективность всей работы детского учрежде­ния: укрепление материальной базы, улучшение морального клима­та в коллективе. В этом плане отражается забота руководителя о всех звеньях учреждения, об улучшении условий труда каждого члена коллектива.

Но составленная и утвержденная смета детского учреждения – это лишь первоначальный этап в финансовой деятельности руково­дителя. Дальнейшая работа состоит в том, чтобы этот финансовый план правильно реализовать, и здесь вперед выступает функция контроля. Что надо контролировать? Правильность ведения финан­совой документации, своевременность сверки документов с торгую­щими организациями, поквартальное планомерное расходование по­ступающих средств, своевременность приобретения инвентаря, по­собий и игрушек в соответствии с сезонами года. Так, например, приобретение орудий детского труда для работы на участке, игрушек для игр на воздухе, мелкого спортивного инвентаря необходимо предусматривать заранее, до наступления лета, т. е. эти приобрете­ния надо сделать зимой или в начале весны (покупка их в магази­нах, заказ на их изготовление в мастерских школ и т.д.). Нагляд­ные же пособия, художественную литературу, бумагу, краски, пластилин, карандаши и пр. надо приобретать летом, до начала учебного года.

Контроль за правильным начислением и выплатой заработной платы штатным и нештатным работникам – очень важная и трудо­емкая работа руководителя. Бывает, что табель рабочего времени ведет иногда сам заведующий, это отнимает у него много времени. Правильно поступают те заведующие, которые поручают вести и составлять к оплате табель рабочего времени одному из сотрудни­ков. Все сотрудники знают, кто ведет табель, и ставят его в извест­ность, если случается отклонение от графика работы. Подготовлен­ный к оплате табель руководитель лишь проверяет и утверждает.

Заведующий ежемесячно контролирует поступление родитель­ских взносов за содержание детей. С теми родителями, которые несвоевременно оплачивают содержание ребенка в детском учреж­дении, он ведет беседы, выясняя причины неуплаты, назначает сроки уплаты, принимает меры к взысканию задолженности по исполни­тельному листу, который составляется заведующим с отметкой о непогашении задолженности. Задолженность должна быть погашена родителями в двухнедельный срок после вручения письменного предупреждения1.

Для того чтобы точно производить расчет с родителями, необ­ходимо правильно вести табель посещения детей, за что отвечают воспитатели. Правильность ведения табеля проверяется заведую­щим. На вопросы о расчетах дает ответ Инструкция Министерства финансов СССР, Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС по применению постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1!)48 г. № 3000 о размере платы родителей за содержание детей в детских садах и детских яслях, принадлежащих государственным предприятиям и учреждениям1.

Особенно важно изучить с воспитателями пп. 6 и 10 инструкции и познакомить с ними всех родителей, поместив извлечение из инструкции на видное место. Порядок пересчета платы родителей за ^держание детей в дошкольных учреждениях введен с 1 апреля М, 68 г., поэтому расчеты с родителями предусмотрены как при 6-днев­ной, так и при 5-дневной рабочей неделе2.

В особой помощи при ведении табеля и подсчета дето-дней нуждаются начинающие воспитатели. Можно поручить опытному педагогу научить подсчетам начинающего.

Руководителю необходимо помнить, что никаких денежных сбо­ров, кроме платы за содержание детей, с родителей взимать нельзя, как и приобретать за их счет различные материалы для ремонта пли для занятий с детьми (краски, бумагу, клей, ножницы, плас­тилин и пр.). Следует категорически запретить такое взимание и сотрудникам детского сада.

Работая по финансовому плану в течение года, заведующий постепенно продумывает, что необходимо включить в смету на будущий год. Рекомендуется завести отдельный блокнот, куда вно­сить по ходу работы свои мысли, предложения сотрудников. Это облегчит задачу.по определению финансового плана на следующий год.

Финансовая деятельность дошкольного учреждения и руковод­ство ею не вызовет затруднений у заведующего, если у него будет знающий свою работу помощник – бухгалтер, если контроль со стороны заведующего будет систематическим, грамотным, если бу­дет соблюдаться финансовая дисциплина, ответственность за пра­вильное расходование средств, отпускаемых нашим государством на всестороннее воспитание детей.

Улучшение материальной базы учреждения

В условиях развитого социализма значительно выросли возмож­ности улучшать материальную базу дошкольных учреждений. Строительство зданий ведется по новым типовым проектам, созда­ются новые виды мебели, электрифицированное оборудование для кухонь, прачечных, т.е. материальная база дошкольных учрежде­ний окрепла в соответствии с современными техническими достиже­ниями. В обязанности заведующего входит оснащение детского сада необходимым оборудованием (по типовым наборам оборудования детских дошкольных учреждений)3.

Создание условий для обучения детей плаванию

Приступая к работе, заведующий во всех случаях принимает все оборудование по акту, к которому прилагается полный его перечень.

В новом, открывающемся учреждении все оборудование и пред­меты внутреннего убранства (ковры, кресла, зеркала и др.) приоб­ретают и устанавливают подрядные организации. Заведующий, при­нимая по акту все оборудование, проверяет его исправность, со­ответствие педагогическим и эстетическим нормам.

В действующем детском учреждении руководитель при приеме оборудования также проверяет его исправность, степень изношен­ности, отмечает все в акте приема имущества. В дальнейшем не вполне исправное оборудование будет ремонтироваться, заменяться.

При смене заведующего сдача дел производится при участии вышестоящего органа, ведомства, в ведении которого находится детское учреждение; акты приема-сдачи оборудования должны отражать состояние передаваемого имущества, а также укомплекто­ванность штата, выполнение плана работы и пр. Если вновь назна­ченный руководитель имеет по акту возражения, то он излагает их в письменном виде при подписании акта.

Очень важно с первого дня работы воспитывать у сотрудников бережное отношение ко всему имуществу, которое является социа­листической государственной собственностью.

Первый помощник заведующего в хозяйственной работе – заве­дующий хозяйством или помощник заведующего по хозяйственной части. Заведующий хозяйством – материально-ответственное лицо

яй lic-e имущество • детского сада. Материальная ответственность устанавливается на основе договора, который заключают руково­дитель учреждения и заведующий хозяйством. Заведующий передает псе имущество под ответственность завхоза, который закрепляет его по раздаточной ведомости за теми, кто его непосредственно эксплуатирует и отвечает за его сохранность (имущество, находя­щееся в групповых комнатах,– за воспитателями и нянями, на ьухне – за поваром и т. д.). Заведующий регулярно контролирует состояние всего оборудования, следит за тем, чтобы вещи, пришед­шие в негодность, требующие ремонта, своевременно убирались, ре­монтировались, не мешали работе с детьми.

В детском учреждении ведется строгий учет материальных цен­ностей. Этой цели служит книга учета материалов, продуктов питания и основных средств (типовая форма № 296). Весь инвен-ифь и все оборудование записываются в книгу с указанием срока приобретения. Важно и на предметах долгосрочной эксплуатации 'Делать пометку (бирка, знак) о дате приобретения, что облегчит впоследствии установление срока эксплуатации при списании иму­щества.

Ежегодно, обычно в конце года, все имущество детского сада проверяется, с этой целью создается комиссия по инвентаризации. Инвентаризация –это проверка наличия и состояния имущества в соответствии с бухгалтерскими записями в книге учета. Такая про-порка проводится с участием представителя из вышестоящей организации. Пришедшее в негодность имущество списывается (при соблю-Ч1'нии сроков годности). Составляется акт на списание имущества, который утверждается руководителем учреждения и представителем вышестоящей организации1.

При определении сроков годности инвентаря, оборудования комиссия руководствуется нормативными документами. Детская мебель, посуда и игрушки списываются по мере износа. В этом случае руководитель строго контролирует своевременную починку мебели, игрушек, бережное обращение с посудой как со стороны детей, i.'iK и со стороны взрослых. Заметим, что категорически запрещается возмещение разбитой посуды, сломанной игрушки за счет родителей. Пришедшие в негодность предметы списываются и вза­мен приобретаются новые по соответствующим статьям расходов. Целес6образно списание имущества производить поквартально.

Списанное имущество оприходуется и используется для нужд детского сада: мягкий инвентарь (оприходуется в книге) используется как ветошь для уборки помещения, металлическое оборудование сдается на пункты по сбору металлолома, полученные деньги оприходуются и расходуются также на нужды учреждения.

Своевременная проверка и списание имущества позволяют руко­водителю правильно спланировать приобретение новых вещей на следующий год.

Руководитель следит за тем, чтобы в детском учреждении скапливалось лишнее имущество, требует от заведующего хозяйством придерживаться норм снабжения на каждого ребенка. Четка работа по выявлению пришедшего в негодность имущества, своевре­менное приобретение нового сказывается на всей обстановке дет­ского учреждения. В таком детском саду никогда не будет рваной скатерти, простыни, сломанного стула. А это первый показатель высокой культуры труда сотрудников, и прежде всего его руководителя.

подбора и расстановки мебели,, рассматривает предметы убранства: детского сада- в -эетет'йческом плане, консультирует воспитателей, музыкального руко&одяхеля"ттгг"вог1росам праздничного оформления' групповых комнат, зала, всего здания. Заведующий должен следить за новинками педагогической литературы в этой области, знако­миться с передовым опытом работы по современному оборудова­нию и оформлению детского учреждения. Общая культура, вкус ру­ководителя откладывают свой отпечаток и на все учреждение в целом.

Много внимания уделяет заведующий участку детского сада, который служит продолжением групповой комнаты. На нем так же, как и в групповой комнате, должны быть созданы все условия для разнообразной деятельности детей.

Продумывая планировку, оборудование, озеленение участка, следует помнить, что детям младших групп лучше предоставлять участки, находящиеся ближе к зданию; надо предусматривать и общую для всех групп площадку для занятий физкультурой, гимнасти­кой с полным комплексом необходимого оборудования.

Много внимания и усилий со стороны руководителя требуют озеленение, освещение, зонирование участка для различных видов деятельности детей. Заведующему помогает в этом весь коллектив, родители и шефствующие организации. Там, где детские сады не выезжают на дачу, оборудование участка приобретает особое зна­чение; поскольку в летнее время вся интересная, содержательная жизнь детского сада полностью переносится на участок, необходимо, чтобы тут были созданы все условия для закаливания и оздоровления детей. В ряде книг руководитель найдет советы по оформлению и озеленению участков1.

Руководитель должен провести разъяснительную работу, чтобы каждый сотрудник понял, что на участке надо поддерживать такой же порядок, чистоту, как и в группе. Групповые няни-уборщицы должны относиться к участку своей группы, как к продолжению групповой комнаты: полы на веранде (под навесом) должны быть чистыми, оборудование вымыто, песок полит и т. д. Воспитателям надо приучать детей бережно относиться к постройкам, оборудо­ванию, к зеленым насаждениям, не разбрасывать игрушки, стремить­ся сделать свой участок красивым. Если усилия всех – и взрослых и детей – будут направлены на то, чтобы участок был местом, ко­торое бы дети любили, которое воспитывало бы у них трудолюбие, бережное отношение к вещам, любовь к природе, то не пришлось бы видеть запущенные участки, с поломанным кустарником, пере­вернутыми скамейками, разбросанными повсюду игрушками. Именно руководитель должен задать тон нетерпимости к беспорядку, неухо­женности, унылости на участках детского сада. Если это будет до­стигнуто, то и воспитатели, и родители сделают многое, чтобы участок радовал детей, был центром их интересной жизни. Хороший участок позволит увеличить пребывание детей на свежем воздухе, а следо­вательно, решить одну из главных задач детского сада – растить детей физически крепкими, закаленными.

Заведующий должен постоянно следить за выполнением санитарно-гигиенических правил всеми сотрудниками дошкольного учреж­дения. Несмотря на наличие в нем медицинских работников, за на­рушение правил несет персональную ответственность руководитель. Заведующий организует для всех сотрудников изучение «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 22 декабря 1975 г., № 1374–752, беседы по вопросам воздушного режима, лич­ной гигиены персонала, личной гигиены и гигиенического воспитания детей. К этой работе он привлекает медицинский персонал. Наряду с просветительной работой заведующий совместно с медицинскими работниками осуществляет повседневную проверку соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в учреждении. В каждой группе должна быть тетрадь, где медицинский работник оценивает ежедневно санитарное состояние группы, делает заключение и уста­навливает сроки для устранения недостатков. Заведующий периоди­чески просматривает эти тетради. Руководитель должен проявлять при этом требовательность, так как малейшее Нарушение может привести к печальным последствиям и прежде всего скажется на здоровье детей. Особенно важно поддерживать правильные санитарно-гигиенические условия в пищеблоке.

Нужно проверять сроки прохождения всеми сотрудниками мед­осмотра, соблюдение всех правил личной гигиены и сотрудниками, и детьми, температурный режим, проветривание, уборку помещений.

Периодическая проверка выполнения санитарных правил работ­никами санитарно-эпидемиологических станций облегчает руководи­телю возможность увидеть недостатки в работе, вскрывать их при чины, а также выявлять нарушителей. Поэтому следует правильно реагировать на замечания и предложения работников СЭС, компе­тентных в этом вопросе людей. Работа детского учреждения в тесном контакте с СЭС позволит сократить инфекционные заболе­вания детей (своевременная профилактика, изоляция заболевших), вести санитарно-просветительную работу среди родителей.

Особого внимания руководителя требует выполнение правил противопожарной безопасности. Заведующий разрабатывает и вы­вешивает на видном месте план эвакуации детей в случае пожара, следит за тем, чтобы в учреждении был весь противопожарный ин­вентарь и чтобы каждый сотрудник умел им пользоваться. Ответ­ственность за противопожарное состояние детского учреждения возлагается и в этом случае персонально на заведующего.

Чтобы обеспечить пожарную безопасность, заведующий органи­зует также изучение всеми сотрудниками «Типовых правил пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошколь­ных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства про­свещения СССР»1. Особенно следует подчеркнуть важность вы­полнения всех требований инструкции, так как речь идет о жизни детей.

Роль заведующего заключается в систематическом наблю­дении за выполнением инструкции. В каждой группе назначается ответственный, и, таким образом, весь коллектив будет проявлять бдительность и осторожность. Работа по противопожарной безопас­ности не может быть эпизодической, об этом должен постоянно помнить каждый сотрудник детского учреждения.

Заведующий приглашает для инструктажа работников, которые проводят практические занятия, «проигрывают» план эвакуации в случае пожара. Приглашаются также электрики для проверки элект­ропроводки и электрооборудования; выполнение всех их требований постоянно контролируется.

При малейшем нарушении сотрудниками правил противопожар­ной безопасности заведующий должен применять самые строгие меры административного взыскания.

Таким образом, работа заведующего по улучшению материаль­ной базы учреждения требует от него обширных знаний нормативных документов, умения мобилизовать подчиненных на их четкое выпол­нение, постоянного контроля за состоянием всех материальных ценностей, своевременным их обновлением, пополнением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: