АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В работе заведующего дошкольным учреждением большое место занимает административно-хозяйственная деятельность. К ней относятся:
o руководство планово-финансовой деятельностью;
o создание и совершенствование материальной базы учреждения;
o организация питания детей;
o организация летних оздоровительных мероприятий;
o подготовка детского учреждения к новому учебному году и к зиме.
В основе планово-финансовой деятельности дошкольного учреждения лежит смета расходов, которая является основным документом, определяющим объем, цель расходов и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения. Смета составляется на год, с 1 января по 31 декабря.
Заведующий должен хорошо знать основной финансовый документ, называемый «Форма сметы расходов дошкольных учреждений», а также «Методические указания по составлению смет расходов на содержание детских дошкольных учреждений (детских садов, яслей, яслей-садов)», основы гражданского законодательства.
|
|
Финансовая деятельность в дошкольных учреждениях осуществляется по-разному: в детских садах, находящихся в ведении отделов народного образования и некоторых ведомств, основные финансовые операции производят централизованные бухгалтерии. Они направляют, контролируют, координируют планово-финансовую деятельность каждого учреждения. В том случае, если нет централизованной бухгалтерии, финансовую деятельность осуществляет бухгалтер, который входит в штат учреждения. Он работает под непосредственным руководством заведующего и вышестоящей финансовой организации.
В любом случае заведующий дошкольным учреждением является распорядителем кредитов. Если учреждение обслуживается централизованной бухгалтерией, заведующий как распорядитель кредитов опирается на «Положение о централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений системы Министерства просвещения РСФСР»2, в котором раскрываются его права:
· заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг, а также трудовые соглашения на выполнение разовых работ посторонними лицами;
· получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу в подотчет авансов своим сотрудникам;
· разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
· самостоятельно расходовать на нужды учреждения по установленным нормам материалы, продукты питания и другие материальные ценности;
· утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, акты на списание основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с действующим законодательством;
|
|
· получать от централизованной бухгалтерии в необходимых случаях справки и сведения об исполнении сметы, а также разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
· подписывать первичные документы, служащие основанием для выдачи денег (кроме банковских), товарно-материальных ценностей, а также документы, изменяющие кредитные или расчетные обязательства учреждений.
В этом же положении раскрываются вопросы, касающиеся основных функций централизованных бухгалтерий, взаимоотношений централизованных бухгалтерий с обслуживаемыми учреждениями.
Руководство планово-финансовой деятельностью учреждения требует от заведующего четкости, дисциплинированности, аккуратности, точности в исполнении. Эти же качества он должен воспитывать и у подчиненных. Если все документы (приказы, договоры, тарификационные списки, авансовые отчеты и др.) будут составляться правильно и своевременно представляться в централизованную бухгалтерию, эта работа не будет отнимать у руководителя много времени.
Если в штате детского учреждения имеется бухгалтер, то он наряду с руководителем учреждения несет полную ответственность за соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, за правильное ведение бухгалтерского учета и за своевременное представление бухгалтерской отчетности. Остановимся подробнее на содержании: работы бухгалтера, деятельность которого должен контролировать, и направлять заведующий. По инструкции Министерства финансов СССР от 26 сентября 1955 г. № 741 в обязанности счетного работника входит:
а) ведение бухгалтерского учета в соответствии с правилами, изложенными в настоящей инструкции, и ведомственными указаниями;
б) контроль за правильным и экономным расходованием средств; в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденной смете;
в) проверка документов в отношении правильности их оформления и законности совершаемых операций;
г) контроль за своевременным и полным поступлением средств' на содержание учреждения;
д) составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;
е) хранение оправдательных документов и бухгалтерских книг.
Назначение, увольнение и перемещение счетного работника производится вышестоящей организацией по представлению руководителя учреждения с согласия главного (старшего) бухгалтера вышестоящей организации.
Прием и сдача дел счетный работником при вступлении в должность и освобождении от должности оформляется актом, составляемым после проверки состояния материального и денежного учета и отчетности бюджетного учреждения.
Учет операций исполнения сметы расходов по бюджету по простой системе бюджетным учреждением ведется в следующих бухгалтерских книгах: книга текущих счетов и расчетов (типовая форма № 292), книга материалов, продуктов питания и основных средств (типовая форма № 296).
В каждой бухгалтерской книге до начала записей в ней нумеруются все листы. На обороте последнего за подписями руководителя учреждения и счетного работника делается запись: «В настоящей книге пронумеровано... (прописью) листов». Подписи скрепляются круглой печатью учреждения.
На переплете (обложке) бухгалтерской книги обязательно указываются наименование учреждения; название данной книги и номер ее формы; отчетный год, на который книга открыта. Каждая бухгалтерская книга, кроме того, должна иметь оглавление открытых в ней счетов.
Записи операций в книгах должны производиться чернилами не позднее следующего дня после совершения операции, за исключением списания отпущенных со склада (кладовой) материалов и продуктов питания в тех случаях, когда они е разрешения вышестоящей организации списываются 1 раз в декаду или месяц. Книги следует вести аккуратно, без помарок и подчисток, а также без приписок над и под строками и в пробелах между записями.
|
|
При обнаружении ошибки в записи она исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильной суммы или текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым нового, правильного текста или суммы. Одновременно здесь же на полях пишется «Исправлено», что подтверждается подписью счетного работника.
Записи операций в книгах производятся только на основании надлежаще оформленных документов: счетов организаций и учреждений, авансовых отчетов подотчетных лиц, ведомостей на выдачу заработной платы рабочим и служащим, требований на отпуск материалов и продуктов питания и др.
Бухгалтерские документы должны быть тщательно проверены как со стороны их полноты и правильности составления, так и по существу произведенных операций, т. е. их законности и соответствия расходов утвержденной смете.
После проверки документы скрепляются подписью счетного работника и утверждаются руководителем учреждения.
Предъявляемые к оплате счета организаций за приобретенные учреждением материалы и инвентарь или за выполненные работы должны содержать: а) наименование и адрес организаций, представившей счет; б) год, месяц и число составления счета; в) указание, за что именно предъявлен счет (с перечислением материалов, инвентаря, их количества, цен и суммы или наименованием выполненных работ); г) причитающуюся по счету сумму (цифрами и прописью); д) подпись руководителя и штамп организации, представившей счет.
При выплатах гражданам за выполненную работу в составляемых ими счетах указывается: а) фамилия, имя, отчество и адрес лица, выполнившего работу; б) серия, № паспорта, кем и когда паспорт выдан; в) год, месяц и число составления счета; г) подробное перечисление выполненных работ; д) причитающаяся по счету сумма (цифрами и прописью); е) подпись лица, выполнившего работу.
|
|
В счете за приобретенные материалы и инвентарь должна быть расписка материально-ответственного лица в получении их, а в счете за выполненные работы – подтверждение принятия работ, сделанное заведующим хозяйством детского учреждения.
На оплаченных счетах должна быть также расписка получателя с указанием полученной им суммы (прописью) наличных денег и даты получения. При оплате документа путем выписки платежного •поручения (чека) на счете отмечается номер платежного поручения (чека).
После проверки и оплаты все денежные документы и приложения к ним гасятся штампом. На штампе, кроме слова «оплачено», должна быть дата (год, месяц и число) оплаты и подпись счетного работника.
При отсутствии штампа счетный работник при погашении денежных документов пишет все указанное выше от руки.
В кассовых и банковских документах (чеки, платежные поручения и др.) исправления не допускаются.
Проверенные и утвержденные документы записываются в реестр регистрации бухгалтерских документов ежедневно по мере их оформления с указанием: а) даты записи; б) порядкового номера с начала года; в) названия и номера документа; г) суммы. Реестр открывается на каждый месяц в отдельности; по окончании месяца скрепляется подписью лица, ведущего учет, и подшивается в дело вместе с бухгалтерскими документами.
Присвоенный по реестру порядковый номер указывается на основном бухгалтерском документе. На документах, являющихся приложением к основному документу (например, к авансовому отчету), проставляется номер и дата основного документа, к которому они относятся.
Оправдательные документы за каждый месяц подшиваются в папки в хронологическом порядке, т. е. в порядке чисел месяца и номеров. При незначительном количестве документов подшивка их может производиться за три месяца в одну папку.
Бухгалтерские документы» книги хранятся в запертом на ключ шкафу под ответственность счетного работника. Так же должны храниться отчеты, квитанционные книжки (корешки), бухгалтерские книги прошлых лет и другие документы.
Документы за текущий год должны храниться отдельно от документов за прошлые годы.
Пропажу или гибель бухгалтерских документов, книг и т. п. руководитель учреждения обязательно оформляет соответствующим актом и письменно сообщает об этом в органы милиции по месту нахождения данного учреждения и вышестоящей организации.
Все ценности учреждения, а также расчеты с банками, дебиторами, кредиторами и др. подлежат инвентаризации в соответствии с «Положением о бухгалтерских отчетах и балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР».
Бюджетные учреждения обязаны составлять и представлять в установленные сроки текущую бухгалтерскую отчетность и годовые отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Министерством финансов СССР.
Чтобы правильно осуществлять планово-финансовую деятельность, руководителю необходимо знать, как составляется смета детского сада, как производить расчет денежных средств по статьям расходов сметы.
Ежегодно финансирующие организации сообщают детскому учреждению контрольные цифры для составления сметы, где указываются контингент детей, количество дето-дней, тип детского сада, продолжительность работы и примерные суммы по статьям. В соответствии с этими данными заведующий совместно с бухгалтером составляет по установленной Министерством финансов СССР типовой форме смету на следующий бюджетный год (не включаются расходы на проведение летних оздоровительных мероприятий, на них составляется отдельная смета). Утвержденная вышестоящими организациями смета служит затем основанием для расходования отпускаемых средств.
Расходы по содержанию детского учреждения покрываются бюджетными ассигнованиями и поступлениями от родителей*, плата которых за содержание детей составляет около 20% общей суммы. Заведующий разъясняет родителям важность своевременной платы за содержание ребенка в детском учреждении, мобилизует персонал на выполнение плана по детодням.
Плата родителей за содержание ребенка устанавливается в зависимости от их зарплаты, количества детей в семье, от того, где находится детское учреждение: в городе или в селе. Руководитель следит за тем, чтобы при начислении платы родителей строго соблюдалась Инструкция Министерства финансов СССР, Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС по применению постановления Совета Министров СССР от 9 августа 1948 г. № 3000 о размере платы родителей за содержание детей в детских садах и детских яслях, принадлежащих государственным предприятиям и учреждениям, учитывались изменения и дополнения, которые внесены решениями Правительства СССР,и отдельными указаниями Министерства финансов СССР по применению инструкции1, а также Письмо Министерства финансов СССР, Министерства просвещения СССР, Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 26 августа 1981 г. «Об изменении порядка расчета платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях»2.
Родителям необходимо разъяснить правила оплаты за содержание ребенка: плата вносится не позже 10 числа каждого месяца вперед за месяц. Нужно предупреждать, когда, в каких случаях производится перерасчет.
Средства, полученные от родителей, должны сдаваться в банк на текущий счет учреждения. Расходование их без сдачи в банк не допускается.
Госбюджетные ассигнования на содержание дошкольных учреждений систематически увеличиваются.
Так, в 1960 г. содержание одного ребенка стоило 237 руб., в 1967 г. – 295 руб., в 1977 г. – 439 руб., в 1979 г. эта сумма выросла до 487 руб., из них из госбюджета поступило 392 руб. и 95 руб. от родителей.
При планировании расходов по статьям сметы руководителю необходимо знать ряд нормативных документов, без которых невозможно точно определить необходимую сумму.
Важно правильно установить производственные показатели сметы: количество групп (дошкольных и ясельных), количество детей, число дней и продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении, количество санаторных, логопедических групп. Правильный расчет производственных показателей сметы способствует точному определению сумм расходов по статьям сметы1.
Для каждой статьи сметы имеется свой расчет. Так, например, чтобы определить, сколько средств понадобится в год для выплаты зарплаты сотрудникам (ст. 1), надо установить число штатных единиц 2, а также размеры оплаты их труда.
Зарплата воспитателей зависит от их образования, стажа работы, типа дошкольного учреждения; зарплата поваров – от разряда; зарплата музыкальных руководителей, заведующих увеличивается в зависимости от количества групп и т. д. Иначе говоря, работники должны быть тарифицированы. С этой целью составляется тарификационный список, который прилагается к смете. Для списка должны быть представлены копии документов об образовании, нотариально заверенные, произведен точный подсчет трудового стажа и др. При установлении оклада воспитателям учитывается не только образование, но и педагогический стаж.
Установление окладов, оформление совместительства, точное определение стажа работы сотрудников, введение доплаты в размере до 30% ставки или оклада рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим и младшему обслуживающему персоналу за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ – все эти и многие другие вопросы, связанные с выплатой заработной платы, требуют от руководителя знания соответствующих инструкций. В случае неуверенности в решении каких-то вопросов необходимо проконсультироваться у руководителей вышестоящих организаций, юристов.
При планировании расходов по питанию (ст. 9 сметы) заведующий исходит из установленных денежных норм питания в день и числа дней питания одного ребенка в год.
Планируя расходы на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми (бумагу, краски, карандаши, клей, нитки и пр.) и на проведение детских утренников, необходимо точно придерживаться количества ясельных и дошкольных групп, так как суммы на эти нужды различны в зависимости от возраста детей: 6 руб. 80 коп.– для дошкольных групп и 2 руб. – для ясельных. Суммы получаются небольшими, но при правильном Поквартальном их распределении можно обеспечить детей всем необходимым для занятий и игр.
Сметные нормы затрат на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования (ст. 14) зависят от того, открывается ли новое детское учреждение или отдельные в нем группы, а также от количества дошкольных и ясельных групп. Расчет производится на I ребенка в год.
Определение расходов по этой статье происходит из установленных норм снабжения бельем и прочим мягким инвентарем (по детским садам и по детским яслям)1.
Объем расходов на приобретение оборудования- и инвентаря (ст. 12) устанавливается вышестоящей организацией в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели по бюджету. При этом учитывается наличие инвентаря и оборудования, имеющегося в детском учреждении, а также перечень основных предметов оборудования, намечаемых к приобретению в планируемом году.
В новых детских учреждениях все оборудование приобретается за счет сметы по капитальному строительству этих зданий, средства на его приобретение по ст. 12 не предусматриваются. Поэтому при приеме нового детского учреждения заведующему необходимо добиваться, чтобы все оборудование и предметы внутреннего убранства были установлены2.
Для проведения капитального ремонта необходимо составить дефектный акт, в котором указать весь объем предполагаемых работ. Вышестоящая организация на основе предоставленного акта ассигнует необходимые средства, которые будут отпущены детскому учреждению по ст. 16.
Если же детское учреждение состоит на балансе предприятия, то расходы по его капитальному ремонту в смету не включаются, так как ремонт должен осуществляться за счет амортизационных отчислений предприятия.
Составляя финансовый план-смету детского учреждения, руководитель, таким образом, охватывает весь объем предстоящей работы, точно проводит грань между тем, что есть, что нужно и что возможно приобрести в предстоящем году.
Поквартальное поступление средств для детского учреждения облегчает заведующему возможность вести финансовую деятельность ритмично, последовательно, заранее продумывая, что необходимо приобрести в первую очередь, а что потом.
Каждый квартал детское учреждение представляет отчет вышестоящей организации об исполнении* сметы и о выполнении плана по дето-дням. Отчет составляет бухгалтер, заведующий проверяет и утверждает его. Отчет за IV квартал является одновременно и годовым финансовым отчетом. Вместе с ним направляется объяснительная записка, в которой сообщается о причинах отклонения от плана, если они имелись.
Составление финансового плана на год – трудоемкая, ответственная работа. От того, насколько четко, продуманно он будет составлен, зависит эффективность всей работы детского учреждения: укрепление материальной базы, улучшение морального климата в коллективе. В этом плане отражается забота руководителя о всех звеньях учреждения, об улучшении условий труда каждого члена коллектива.
Но составленная и утвержденная смета детского учреждения – это лишь первоначальный этап в финансовой деятельности руководителя. Дальнейшая работа состоит в том, чтобы этот финансовый план правильно реализовать, и здесь вперед выступает функция контроля. Что надо контролировать? Правильность ведения финансовой документации, своевременность сверки документов с торгующими организациями, поквартальное планомерное расходование поступающих средств, своевременность приобретения инвентаря, пособий и игрушек в соответствии с сезонами года. Так, например, приобретение орудий детского труда для работы на участке, игрушек для игр на воздухе, мелкого спортивного инвентаря необходимо предусматривать заранее, до наступления лета, т. е. эти приобретения надо сделать зимой или в начале весны (покупка их в магазинах, заказ на их изготовление в мастерских школ и т.д.). Наглядные же пособия, художественную литературу, бумагу, краски, пластилин, карандаши и пр. надо приобретать летом, до начала учебного года.
Контроль за правильным начислением и выплатой заработной платы штатным и нештатным работникам – очень важная и трудоемкая работа руководителя. Бывает, что табель рабочего времени ведет иногда сам заведующий, это отнимает у него много времени. Правильно поступают те заведующие, которые поручают вести и составлять к оплате табель рабочего времени одному из сотрудников. Все сотрудники знают, кто ведет табель, и ставят его в известность, если случается отклонение от графика работы. Подготовленный к оплате табель руководитель лишь проверяет и утверждает.
Заведующий ежемесячно контролирует поступление родительских взносов за содержание детей. С теми родителями, которые несвоевременно оплачивают содержание ребенка в детском учреждении, он ведет беседы, выясняя причины неуплаты, назначает сроки уплаты, принимает меры к взысканию задолженности по исполнительному листу, который составляется заведующим с отметкой о непогашении задолженности. Задолженность должна быть погашена родителями в двухнедельный срок после вручения письменного предупреждения1.
Для того чтобы точно производить расчет с родителями, необходимо правильно вести табель посещения детей, за что отвечают воспитатели. Правильность ведения табеля проверяется заведующим. На вопросы о расчетах дает ответ Инструкция Министерства финансов СССР, Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС по применению постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1!)48 г. № 3000 о размере платы родителей за содержание детей в детских садах и детских яслях, принадлежащих государственным предприятиям и учреждениям1.
Особенно важно изучить с воспитателями пп. 6 и 10 инструкции и познакомить с ними всех родителей, поместив извлечение из инструкции на видное место. Порядок пересчета платы родителей за ^держание детей в дошкольных учреждениях введен с 1 апреля М, 68 г., поэтому расчеты с родителями предусмотрены как при 6-дневной, так и при 5-дневной рабочей неделе2.
В особой помощи при ведении табеля и подсчета дето-дней нуждаются начинающие воспитатели. Можно поручить опытному педагогу научить подсчетам начинающего.
Руководителю необходимо помнить, что никаких денежных сборов, кроме платы за содержание детей, с родителей взимать нельзя, как и приобретать за их счет различные материалы для ремонта пли для занятий с детьми (краски, бумагу, клей, ножницы, пластилин и пр.). Следует категорически запретить такое взимание и сотрудникам детского сада.
Работая по финансовому плану в течение года, заведующий постепенно продумывает, что необходимо включить в смету на будущий год. Рекомендуется завести отдельный блокнот, куда вносить по ходу работы свои мысли, предложения сотрудников. Это облегчит задачу.по определению финансового плана на следующий год.
Финансовая деятельность дошкольного учреждения и руководство ею не вызовет затруднений у заведующего, если у него будет знающий свою работу помощник – бухгалтер, если контроль со стороны заведующего будет систематическим, грамотным, если будет соблюдаться финансовая дисциплина, ответственность за правильное расходование средств, отпускаемых нашим государством на всестороннее воспитание детей.
Улучшение материальной базы учреждения
В условиях развитого социализма значительно выросли возможности улучшать материальную базу дошкольных учреждений. Строительство зданий ведется по новым типовым проектам, создаются новые виды мебели, электрифицированное оборудование для кухонь, прачечных, т.е. материальная база дошкольных учреждений окрепла в соответствии с современными техническими достижениями. В обязанности заведующего входит оснащение детского сада необходимым оборудованием (по типовым наборам оборудования детских дошкольных учреждений)3.
Создание условий для обучения детей плаванию
Приступая к работе, заведующий во всех случаях принимает все оборудование по акту, к которому прилагается полный его перечень.
В новом, открывающемся учреждении все оборудование и предметы внутреннего убранства (ковры, кресла, зеркала и др.) приобретают и устанавливают подрядные организации. Заведующий, принимая по акту все оборудование, проверяет его исправность, соответствие педагогическим и эстетическим нормам.
В действующем детском учреждении руководитель при приеме оборудования также проверяет его исправность, степень изношенности, отмечает все в акте приема имущества. В дальнейшем не вполне исправное оборудование будет ремонтироваться, заменяться.
При смене заведующего сдача дел производится при участии вышестоящего органа, ведомства, в ведении которого находится детское учреждение; акты приема-сдачи оборудования должны отражать состояние передаваемого имущества, а также укомплектованность штата, выполнение плана работы и пр. Если вновь назначенный руководитель имеет по акту возражения, то он излагает их в письменном виде при подписании акта.
Очень важно с первого дня работы воспитывать у сотрудников бережное отношение ко всему имуществу, которое является социалистической государственной собственностью.
Первый помощник заведующего в хозяйственной работе – заведующий хозяйством или помощник заведующего по хозяйственной части. Заведующий хозяйством – материально-ответственное лицо
яй lic-e имущество • детского сада. Материальная ответственность устанавливается на основе договора, который заключают руководитель учреждения и заведующий хозяйством. Заведующий передает псе имущество под ответственность завхоза, который закрепляет его по раздаточной ведомости за теми, кто его непосредственно эксплуатирует и отвечает за его сохранность (имущество, находящееся в групповых комнатах,– за воспитателями и нянями, на ьухне – за поваром и т. д.). Заведующий регулярно контролирует состояние всего оборудования, следит за тем, чтобы вещи, пришедшие в негодность, требующие ремонта, своевременно убирались, ремонтировались, не мешали работе с детьми.
В детском учреждении ведется строгий учет материальных ценностей. Этой цели служит книга учета материалов, продуктов питания и основных средств (типовая форма № 296). Весь инвен-ифь и все оборудование записываются в книгу с указанием срока приобретения. Важно и на предметах долгосрочной эксплуатации 'Делать пометку (бирка, знак) о дате приобретения, что облегчит впоследствии установление срока эксплуатации при списании имущества.
Ежегодно, обычно в конце года, все имущество детского сада проверяется, с этой целью создается комиссия по инвентаризации. Инвентаризация –это проверка наличия и состояния имущества в соответствии с бухгалтерскими записями в книге учета. Такая про-порка проводится с участием представителя из вышестоящей организации. Пришедшее в негодность имущество списывается (при соблю-Ч1'нии сроков годности). Составляется акт на списание имущества, который утверждается руководителем учреждения и представителем вышестоящей организации1.
При определении сроков годности инвентаря, оборудования комиссия руководствуется нормативными документами. Детская мебель, посуда и игрушки списываются по мере износа. В этом случае руководитель строго контролирует своевременную починку мебели, игрушек, бережное обращение с посудой как со стороны детей, i.'iK и со стороны взрослых. Заметим, что категорически запрещается возмещение разбитой посуды, сломанной игрушки за счет родителей. Пришедшие в негодность предметы списываются и взамен приобретаются новые по соответствующим статьям расходов. Целес6образно списание имущества производить поквартально.
Списанное имущество оприходуется и используется для нужд детского сада: мягкий инвентарь (оприходуется в книге) используется как ветошь для уборки помещения, металлическое оборудование сдается на пункты по сбору металлолома, полученные деньги оприходуются и расходуются также на нужды учреждения.
Своевременная проверка и списание имущества позволяют руководителю правильно спланировать приобретение новых вещей на следующий год.
Руководитель следит за тем, чтобы в детском учреждении скапливалось лишнее имущество, требует от заведующего хозяйством придерживаться норм снабжения на каждого ребенка. Четка работа по выявлению пришедшего в негодность имущества, своевременное приобретение нового сказывается на всей обстановке детского учреждения. В таком детском саду никогда не будет рваной скатерти, простыни, сломанного стула. А это первый показатель высокой культуры труда сотрудников, и прежде всего его руководителя.
подбора и расстановки мебели,, рассматривает предметы убранства: детского сада- в -эетет'йческом плане, консультирует воспитателей, музыкального руко&одяхеля"ттгг"вог1росам праздничного оформления' групповых комнат, зала, всего здания. Заведующий должен следить за новинками педагогической литературы в этой области, знакомиться с передовым опытом работы по современному оборудованию и оформлению детского учреждения. Общая культура, вкус руководителя откладывают свой отпечаток и на все учреждение в целом.
Много внимания уделяет заведующий участку детского сада, который служит продолжением групповой комнаты. На нем так же, как и в групповой комнате, должны быть созданы все условия для разнообразной деятельности детей.
Продумывая планировку, оборудование, озеленение участка, следует помнить, что детям младших групп лучше предоставлять участки, находящиеся ближе к зданию; надо предусматривать и общую для всех групп площадку для занятий физкультурой, гимнастикой с полным комплексом необходимого оборудования.
Много внимания и усилий со стороны руководителя требуют озеленение, освещение, зонирование участка для различных видов деятельности детей. Заведующему помогает в этом весь коллектив, родители и шефствующие организации. Там, где детские сады не выезжают на дачу, оборудование участка приобретает особое значение; поскольку в летнее время вся интересная, содержательная жизнь детского сада полностью переносится на участок, необходимо, чтобы тут были созданы все условия для закаливания и оздоровления детей. В ряде книг руководитель найдет советы по оформлению и озеленению участков1.
Руководитель должен провести разъяснительную работу, чтобы каждый сотрудник понял, что на участке надо поддерживать такой же порядок, чистоту, как и в группе. Групповые няни-уборщицы должны относиться к участку своей группы, как к продолжению групповой комнаты: полы на веранде (под навесом) должны быть чистыми, оборудование вымыто, песок полит и т. д. Воспитателям надо приучать детей бережно относиться к постройкам, оборудованию, к зеленым насаждениям, не разбрасывать игрушки, стремиться сделать свой участок красивым. Если усилия всех – и взрослых и детей – будут направлены на то, чтобы участок был местом, которое бы дети любили, которое воспитывало бы у них трудолюбие, бережное отношение к вещам, любовь к природе, то не пришлось бы видеть запущенные участки, с поломанным кустарником, перевернутыми скамейками, разбросанными повсюду игрушками. Именно руководитель должен задать тон нетерпимости к беспорядку, неухоженности, унылости на участках детского сада. Если это будет достигнуто, то и воспитатели, и родители сделают многое, чтобы участок радовал детей, был центром их интересной жизни. Хороший участок позволит увеличить пребывание детей на свежем воздухе, а следовательно, решить одну из главных задач детского сада – растить детей физически крепкими, закаленными.
Заведующий должен постоянно следить за выполнением санитарно-гигиенических правил всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Несмотря на наличие в нем медицинских работников, за нарушение правил несет персональную ответственность руководитель. Заведующий организует для всех сотрудников изучение «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские ясли-сады)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 22 декабря 1975 г., № 1374–752, беседы по вопросам воздушного режима, личной гигиены персонала, личной гигиены и гигиенического воспитания детей. К этой работе он привлекает медицинский персонал. Наряду с просветительной работой заведующий совместно с медицинскими работниками осуществляет повседневную проверку соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в учреждении. В каждой группе должна быть тетрадь, где медицинский работник оценивает ежедневно санитарное состояние группы, делает заключение и устанавливает сроки для устранения недостатков. Заведующий периодически просматривает эти тетради. Руководитель должен проявлять при этом требовательность, так как малейшее Нарушение может привести к печальным последствиям и прежде всего скажется на здоровье детей. Особенно важно поддерживать правильные санитарно-гигиенические условия в пищеблоке.
Нужно проверять сроки прохождения всеми сотрудниками медосмотра, соблюдение всех правил личной гигиены и сотрудниками, и детьми, температурный режим, проветривание, уборку помещений.
Периодическая проверка выполнения санитарных правил работниками санитарно-эпидемиологических станций облегчает руководителю возможность увидеть недостатки в работе, вскрывать их при чины, а также выявлять нарушителей. Поэтому следует правильно реагировать на замечания и предложения работников СЭС, компетентных в этом вопросе людей. Работа детского учреждения в тесном контакте с СЭС позволит сократить инфекционные заболевания детей (своевременная профилактика, изоляция заболевших), вести санитарно-просветительную работу среди родителей.
Особого внимания руководителя требует выполнение правил противопожарной безопасности. Заведующий разрабатывает и вывешивает на видном месте план эвакуации детей в случае пожара, следит за тем, чтобы в учреждении был весь противопожарный инвентарь и чтобы каждый сотрудник умел им пользоваться. Ответственность за противопожарное состояние детского учреждения возлагается и в этом случае персонально на заведующего.
Чтобы обеспечить пожарную безопасность, заведующий организует также изучение всеми сотрудниками «Типовых правил пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР»1. Особенно следует подчеркнуть важность выполнения всех требований инструкции, так как речь идет о жизни детей.
Роль заведующего заключается в систематическом наблюдении за выполнением инструкции. В каждой группе назначается ответственный, и, таким образом, весь коллектив будет проявлять бдительность и осторожность. Работа по противопожарной безопасности не может быть эпизодической, об этом должен постоянно помнить каждый сотрудник детского учреждения.
Заведующий приглашает для инструктажа работников, которые проводят практические занятия, «проигрывают» план эвакуации в случае пожара. Приглашаются также электрики для проверки электропроводки и электрооборудования; выполнение всех их требований постоянно контролируется.
При малейшем нарушении сотрудниками правил противопожарной безопасности заведующий должен применять самые строгие меры административного взыскания.
Таким образом, работа заведующего по улучшению материальной базы учреждения требует от него обширных знаний нормативных документов, умения мобилизовать подчиненных на их четкое выполнение, постоянного контроля за состоянием всех материальных ценностей, своевременным их обновлением, пополнением.