К середине XIX в. в Англии начинает формироваться школьное ФВ, основанное на современной спортивной и игровой деятельности. Своими корнями это направление уходит в педагогическую практику тогдашнего ректора колледжа в г. Регби Томаса Арнольда. В колледже он столкнулся с явлениями, которые были характерны для всех английский учебных заведений - преступления, пьянство, недисциплинированность и непослушание учащихся, тиранию старших над более юными, пренебрежение школьными правилами, леность и уклонение от работы. Арнольд понимал, что может добиться коренной перестройки в лучшую сторону только в случае, если своими мерами не будет задевать обычаи учащихся и их чувства, связанные с состязаниями. Он заметил, что лучшие в крикете и в других играх с мячом выполняют лидирующую роль и вне спортивных площадок. Различные команды во взаимоотношениях между их членами придерживаются тех же правил «честной игры», которые существуют во время соревнований. Так сложилось теоретическое обоснование школьного ФВ, основанного на спортивных и игровых занятиях: совместным воздействием школы, церкви и спорта можно успешно влиять на воспитание положительных личностных качеств молодежи. Решение воспитательных задач осуществлялось через занятия такими видами спорта, как крикет, плавание, фехтование, туризм, борьба, альпинизм.
|
|
Выпускники колледжей первоначально поддерживали связь со студенческими спортивными клубами, а в н. XIX в. стали создавать любительские клубы и проводить соревнования между ними. В Англии начиная с 30-х гг. между командами учащихся школ регулярно проводились соревнования по бегу, прыжкам и спортивным играм. В 40-е гг. ФВ, осуществляемое посредством спорта и игр, уже было включено в число обязательных предметов некоторых учебных заведений, а затем и всех школ.
Выводы:
1. К с. XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного ФВ и спорта.
2. В развитии ФВ в мире выделяются два направления – гимнастическое и спортивно-игровое. Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт ФВ за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации ФУ, созданы новые спортивные снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время.
3. В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.
|
|
4. Организованные формы ФВ и спорта в основном практиковались среди молодежи с целью ее военно-физической подготовки.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины изменения форм ФК в начале Нового времени по сравнению со средневековым?
2. Вклад прогрессивных буржуазных мыслителей в разработку теории школьного ФВ?
3. Причины возникновения национальных гимнастических систем?
4. Особенности немецкого, шведского, сокольского и французского направлений ФВ.
5. Формирование спортивно-игрового направления ФВ.
6. Особенности развития ФКиС в начале Нового времени.
Лекция 6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ
План:
1. Новые зарубежные системы ФВ в.п. XIX – н. XX в.