ФКиС после Второй мировой войны. ФКиС до Второй мировой войны

ФКиС до Второй мировой войны.

Литература:

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.

1. Новые зарубежные системы ФВ в.п. XIX – н. XX в.

Со в.п. XIX в. начинают складываться современные взгляды на ФВ и спорт. Это происходит под влиянием новых знаний в области биологических наук, т.к. ведущей теорией этого времени являлась теория естественнонаучного материализма. Наиболее значимыми ее положениями, повлиявшими на ФВ, были:

1. единство человеческого организма и его неразрывная связь с окружающей средой;

2. зависимость форм тела и строения его органов от их функционального состояния;

3. физиологический механизм формирования двигательного навыка.

Старые методы немецкой, шведской, сокольской гимнастики и другие системы уже не отвечали требованиям времени.

Развитие ФВ во в.п. XIX в. характеризуется уже не противостоянием гимнастики и спорта, а, наоборот, поиском интегративных форм движений, рационального сближения этих двух направлений.

Среди новых зарубежных систем ФВ прежде всего, следует выделить метод, предложенный венгром Г. Демени, и метод «естественной гимнастики», разработанный австрийским педагогом К. Гаульгофером (1885-1941) с сотрудниками.

Ученый-физиолог Г. Демени (1850-1917)жил и работал во Франции. В 1880 г. он организовал клуб рациональной гимнастики и составил программы для юношей и девушек.

Изучив немецкую и шведскую гимнастики, он выявил в них несоответствие движений закономерностям анатомии и физиологии, отметив присутствие в немалой степени неестественных и формальных элементов (этих же взглядов придерживался и основоположник отечественной системы физического образования П.Ф. Лесгафт).

Демени была разработана следующая система требований при выполнении ФУ:

1. следует избегать статичных, неестественных положений. Скорость движений отдельных звеньев тела должна быть обратно пропорциональна их массе. Движение должны быть естественными и размашистыми, а не «отрывистыми» и «угловатыми»;

2. движения необходимо выполнять с законченной амплитудой. Мышцы-антагонисты, т.е. те, которые не участвуют в выполнении движений, должны быть расслаблены.

При разучивании упражнений он рекомендовал всегда переходить от простых к сложным, от более легких к более трудным, от известных к неизвестным.

Демени предложил при выполнении ФУ достигать четырех результатов:

1. гигиенического, зависящего от продолжительности и интенсивности упражнений;

2. эстетического, зависящего от характера упражнений и условий, при которых занимаются спортом;

3. экономического, зависящего от качества выполнения упражнения и от его полезности;

4. нравственного, зависящего от «мужественных» способностей, волевых усилий человека.

Движения в спорте Демени подразделял на семь видов: ходьбу, бег, прыжки, лазания, поднятие и переноску тяжестей, метания, приемы защиты и нападения. Каждый из этих видов имел много разновидностей. У Демени план урока – в семи сериях, каждая из которых содержала одно или несколько упражнений и предусматривала достижение вышеуказанных результатов.

Гимнастика предназначалась и для девушек, в ней акцент делался на ее эстетической стороне.

Он расширяет понятие «гимнастика» до понятия «физическое воспитание».

Метод естественной гимнастики был разработан в н. XX в. на основе научных положений медико-биологических наук. Название системы происходит от рекомендации проводить занятия ФВ в естественных условиях природы, т.е. преимущественно на открытом воздухе. По своей сути этот метод был призван заменить немецкую гимнастику в школах. Гаульгофер и его сотрудники (М. Штрайхер, А. Слама и др.) разработали в соответствии с новыми теориями «трудового и свободного воспитания» варианты «физических нагрузок» на общеобразовательных уроках, «физкультпаузы», а для работающих на производстве – «физкультминутки», для молодежи – внеурочные, секционные занятия по видам спорта.

В основу классификации ФУ был проложен принцип их влияния на развитие определенных физических качеств: равновесия, гибкости, координации, силы, выносливости и др. Были подробно разработаны содержание и структура урока ФВ для детей школьного возраста. В этой гимнастике основными были движения из легкой атлетики, борьбы, бокса, плавания, фехтования, туризма, из зимних видов спорта. Из снарядов широко использовались: брусья, турник (перекладина), препятствия (забор, бочка), шведская стенка.

В «естественной гимнастике», т.о., в полной мере представлена интеграция гимнастических методов со спортивным направлением.

Основатели этого метода рассматривали ФВ не только как средство собственно физического воздействия на организм ребенка, но и как необходимый компонент умственного и морального воспитания, гигиенического образования. Однако основатели этой системы отрицали значение социальной среды в физическом развитии человека, считая, что решающую роль при этом играет наследственность. Этот метод нашел широкое применение в школах Австрии, Германии, Польши, Венгрии, стран Балтии.

Т.о., с к.XIX - н.XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики, т.е. сама гимнастика становится видом спорта. Происходит слияние двух направлений в ФК – гимнастического и спортивно-игрового. Этот процесс был во многом противоречивым. Например, в Европе в это время существовали конкурентные отношения между гимнастикой и легкой атлетикой. Представители этих видов спорта считали их главенствующими по отношению к другим двигательным увлечениям. Однако и гимнастика, и спорт еще четко не определили границ своих упражнений. Лишь в 1924 г. программа соревнований по гимнастике приобретает современный вид. К этому времени в мире относительно четко определяются границы основных средств ФВ и спорта – гимнастика, спорт, спортивные и подвижные игры и туризм, уточняется перечень видов спорта, относящихся к названным средствам, в т.ч. и спортивная гимнастика.

По примеру Англии и США другие развитые страны стали признавать, что современный спорт – это не только игра и развлечение, Но и деятельность, полезная для воспитания человека. Росло число работ, в которых врачи подчеркивали положительное влияние спорта на здоровье, военные видели в спортивной подготовке важнейшее средство улучшения военно-физических кондиций молодежи. Колониальные войны показали необходимость в навыках альпинизма, туризма, ориентирования и т.д. Педагоги доказывали, что подвижные игры являются незаменимым средством развития детей.

В к.XIX – н.XX в. в Англии возникла система, которая позволила охватить широкие слои молодежи – бойскаутское движение. Его основателем является английский генерал Роберт Баден-Пауэл (1857-1941). Решающую роль в зарождении идеи воспитания английских мальчиков на принципах скаутизма (скаут в переводе – разведчик) сыграло его участие в колониальной войне в Южной Африке. В условиях Африки Баден-Пауэл понял, насколько важно уметь вести военные действия в сложных природных условиях. Эти умения можно с успехом развивать, используя психологические особенности детей. Основной задачей скаутского воспитания была подготовка к военной службе. Их обучали также: искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях. Кроме того, было идеологическое и религиозное воспитание скаутов. Скаутская подготовка с самого начала проходила в форме привлекательной для ребят длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий, костюмов, патрулей, отрядов и т.д.

За короткое время эта комплексная система воспитания детей школьного возраста распространилась по всему миру. Она популярна и в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: