Геометрические элементы зубчатого колеса.
Делительная окружность – окружность, по которой значение модуля равняется стандартному.
. (5.2)
Высота головки зуба
:
, (5.3)
где
.
Высота ножки
:
, (5.4)
где
- зазор для смазки.
Диаметр окружности выступа
:
. (5.5)
Диаметр окружности впадины
:
. (5.6)
Межосевое расстояние
:
. (5.7)
Непосредственно измерительными средствами можно надежно замерить только диаметр окружности выступов. Отсюда:
, (5.8)
. (5.9)
5.5 Методы нарезания зубчатых колес
Существуют два принципиально различных метода нарезания зубчатых колес: метод копирования и метод обката.
Метод копирования состоит в том, что впадины между зубцами поочередно фрезеруются пальцевой или фасонной дисковой фрезой, профиль которой очерчен по эвольвенте. После нарезания одной впадины заготовка поворачивается на угол
и нарезание продолжается заново.
В методе обката нарезание осуществляется тремя способами: инструментальной рейкой; червячной фрезой; долбяком. Метод имеет в основе то, что эвольвентный профиль зубца и прямолинейный профиль рейки. Это свойство присуще только эвольвентному зацеплению.
5.6 Минимальное число зубьев. Подрез зубьев
При проектировании зубчатых передач их стремятся делать компактными. Наименьшие габариты получаются, если шестерни делают с минимальным числом зубьев (шестерни – колеса малых диаметров). Однако минимальное число зубьев ограниченно из-за возникновения нежелательного явления подреза зуба (подрез – ослабление ножки зуба). Подрез зуба может привести к его поломке.
Минимальное число зубьев зависит от величины угла зацепления и находящегося по формуле:
. (5.10)
Если
,
то
.
В США
;
.
5.7 Передаточное отношение. Передаточное число. Теорема о полном передаточном отношении
Передаточное отношение – это основное кинематическое соотношение в любой передаче.
Передаточным отношением механизма называется отношение угловой скорости входного звена к угловой скорости выходного. Различают передаточное отношение при внешнем и внутреннем зацеплении. Оно отличается знаком.
При внешнем зацеплении угловые скорости противоположны по направлению.
, (5.11)
т.е.
.
Внутреннее зацепление.
, (5.12)
т.е.
.
Обратное передаточное отношение:
. (5.13)






