Регулирование наличного денежного обращения

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26.04.1995, «О банках и банковской деятельности» в редакции от 03.02.1996, Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ, в частности, Положение от 05.01.1998 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»[75].

В соответ­ствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесе­но «установление правовых основ единого рынка;... денежная эмиссия», а в пункте «в» статьи 106 Конституции РФ закреплено, что обязатель­ному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы по вопросам: финансово­го, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляетсяс помощью таких методов, как денежная реформа, деноминацияи эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денеж­ного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведе­ние денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономи­ческой и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых зна­ках. В процессе осуществления деноминации не затрагивают­ся экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может прово­диться как отдельно, так и одновременно с денежной рефор­мой.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью создания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено разбалансированностью денежной системы во время Великой Отече­ственной войны, а также тем, что в обращении находилось боль­шое количество наличных обесцененных, а также фальшивых де­нежных средств, заброшенных на оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе ко­торого отменялась карточная система на продукты питания пер­вой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме­нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1.

В 1961 г. в стране была проведена деноминация как самостоя­тельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в со­отношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Пос­ледняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков и система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

Целью регулирования денежного обращения в стране являет­ся создание стабильно функционирующей денежной системы, ко­торая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эф­фективного развития экономики.

В процессе осуществления и регулирования денежного обра­щения возникают различные общественные отношения, регули­руемые нормами нескольких отраслей права.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе­дерации относится финансовое и валютное регулирование, денеж­ная эмиссия, федеральные банки (см. п. «ж» ст. 71 Конституции), и в этом аспекте названные отношения являются предметом пра­вового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, склады­вающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных ре­форм, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в част­ности, установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складывать­ся между Центральным банком и кредитными организациями; между кредитными организациями; между кредитными органи­зациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными института­ми финансовой системы; между институтами финансовой систе­мы и организациями и физическими лицами.

Как известно, нормы гражданского права регулируют имуще­ственные и неимущественные отношения, связанные с имущест­венными, в которых деньги являются одним из объектов граж­данских правоотношений. Наряду с этим нормы гражданского права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участвую­щих в данных отношениях. К ним относятся отношения по уста­новлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др., порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов, а также права и обязанности сторон при заключении договора банковского счета.

Административное право регулирует отношения, связанные № привлечением к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.

Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной от­ветственности за совершение таких преступлений, как изготовле­ние или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые находят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, в федеральных законах «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране иг­рают инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: