double arrow

Тема № 7: «Объекты коммерческой деятельности и их правовой режим. Способы индивидуализации товаров в коммерческом обороте»


До настоящего времени не выработано единого понятия « торговый оборот». Для уяснения сущности этой категории имеет смысл обратиться к общему понятию «оборот», который раскрывается в специализированных словарях и доктрине. Современный экономический словарь понимает под оборотом «движение товаров и денежных средств в процессе производства, распределения, обмена и потребления»[96]. Большая советская энциклопедия дает следующее определение товарооборота. «Товарооборот – это обращение товаров; стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления. Товарооборот делится на оптовый (оборот оптовой торговли) и розничный (оборот розничной торговли). Оптовый товарооборот представляет собой форму товарных связей между предприятиями. Его основная функция - снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств»[97].

Приведенные определения объединяет то, что в них оборот – рассматривается как движение некоего материального блага (товара) с момента его создания (производства, изготовления) до того, пока он не попадет к конечному потребителю. Движение товара к потребителю может происходить, в том числе, и через специальную посредническую сеть.




В специальной цивилистической литературе приводится схожий подход к понятию оборота. Например, М.А. Астахова определяет гражданский оборот, как «как реализуемый в рамках оснований и способов, прямо предусмотренных законом либо не противоречащих ему, процесс перехода объектов гражданских прав». Она особо отмечает, что данное понятие оборота «в зависимости от специфики объектного и субъектного состава, а также целей, преследуемых в ходе осуществления обмена благами» можно применять и для предпринимательского, делового, хозяйственного и торгового оборота[98]. Л.В. Андреева говорит не об обороте, как таковом, но о рынке или товарном рынке, как «институте, обеспечивающем взаимодействие продавцов и покупателей в процессе совершения сделок купли-продажи товаров»[99]. Получается, что рынок есть сфера торгового оборота (то есть движения, обращения товаров). Рынок представляет собой совокупность отношений между участниками торгового оборота по поводу реализации товара в рамках динамики имущественных отношений[100]. То есть рынок - это основа товарообменных операций, сфера обращения товара. На товарном рынке сфера обращения товара опосредуется множеством операций по его продвижению от производителя к покупателю, сопровождающаяся сделками по передаче права собственности на товар и сделками, содействующими этому переходу[101]. Результатом существования рынка является возможность покупателя приобрести, а продавца продать товар.



Следует заметить, что любой оборот, в том числе, торговый, должен подчиняться каким-то правилам. Поскольку речь идет о правовом понимании оборота, то необходимо определится с нормами, которые будут его регулировать и на основе которых он будет функционировать. Так, еще в начале XX в. известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич говорил, что торговое право - это совокупность норм частного права, предназначенных для регулирования торгового (коммерческого) оборота, т.е. для взаимоотношений профессиональных предпринимателей (коммерсантов).

Таким образом, оборот включает в себя некие отношения между коммерсантами по поводу создания, продажи или перепродажи товаров, а также иные отношения, которые призваны к движению товара на рынке от производителя к покупателю (потребителю). Подчеркивая частноправовой характер того, что принято было называть торговым правом, Г.Ф.Шершеневич сформулировал и такое, имеющее принципиальное значение положение: «Если торговый оборот, вследствие некоторых обстоятельств, успел добиться для себя таких норм, которые чужды гражданскому обороту и даже прямо противоположны нормам гражданского права, тем не менее, помимо этих специальных и исключительных норм, торговые отношения все же регулируются общегражданским правом так же, как и гражданские. Это весьма понятно, потому что отношения между частными лицами, возникающие из торгового оборота, являются вместе с тем составной частью гражданского оборота»[102]. Торговый оборот, как совокупность отношений, подчиненных действию специальных норм торгового права, сложился исторически[103].



На основании изложенного можно сделать вывод, что торговый оборот – это движение товара на товарном рынке от производителя к покупателю (потребителю), которое осуществляется в рамках оснований и способов, прямо предусмотренных нормами законодательства, либо не противоречащих ему.

Движение товара, которым опосредуется торговый оборот, возможно через цепочку взаимосвязанных звеньев, посредством которых товарная масса попадает от изготовителя к покупателям. Такие звенья подразделяются на три основные группы: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые или иные посреднические организации; 3) организации-покупатели и/или розничные торговые организации[104]. Традиционно в качестве объектов торгового оборота выступают различного рода товары. Необходимо отметить, что “товар» как термин, имеющий правовое значение, не получил однозначного толкования и применения как в законодательстве, так и в юридической литературе. В русском языке под товаром принято было понимать “запасы торговые, вещи, назначенные у купца в продажу, всё чем торгует, промышляет ”[105] -

В литературе советского периода под товаром предлагается понимать: продукт труда (прежде всего - вещь, произведённую для продажи), предмет торговли. Из этих примеров видно, что товар как правовую категорию можно понимать в

широком и узком значении. Подобным образом обстоит дело и применительно к использованию данного термина в российском законодательстве. Так, например, по смыслу п. 1 ст. 454 ГК РФ, определяющего понятие договора купли-продажи, термины “вещь” и “товар” являются синонимами.

Очевидно, что применительно к п. 1 ст. 454 ГК РФ, термин «товар» понимается в узком значении, то есть как вещь. В тоже время в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”(данная редакция утратила силу) [106] приводилось определение товара, под которым понимался продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Как видно, в данном случае, термин “товар”, применительно к указанному закону, применялся в своём широком значении. В коммерческом праве под товаром принято понимать лишь предметы материального мира, то есть вещи. Таким образом, в коммерческом праве термин “товар” имеет не широкое, а узкое значение. Общемировая практика не включает в торговые отношения сделки, направленные на снабжение электроэнергией, передаче в собственность судов водного и воздушного транспорта, ценных бумаг, денег и др. объектов. Так, ст. 2 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. исключает перечисленные выше объекты из сферы своего регулирования. Связано это в первую очередь с рядом обстоятельств:

- сделки по продаже ценных бумаг и денег существенно отличаются от сделок по купле-продаже обычных товаров и во многих странах регулируются императивными нормами;

- во многих правовых системах электроэнергия вовсе не рассматривается в виде товара и её реализация имеет существенные особенности;

- исключение из сферы действия Конвенции судов водного и воздушного транспорта связано с тем, что в ряде правовых систем правовой режим этих объектов приравнивается к правовому режиму недвижимого имущества, что предполагает специальный порядок регистрации соответствующих сделок[107].

В коммерческом праве, помимо определения вопроса о том, какие объекты следует считать объектами торгового права, достаточно остро стоит вопрос о классификациях товаров, которые разрабатываются для различных целей (например, для определения таможенных тарифов и т.п.).

По цели использования товары подразделяют на:

1. товары потребительского назначения;

2. товары производственного назначения.

В свою очередь, товары потребительского назначения делятся на:

1. продовольственные товары;

2. промышленные товары.

Товары производственного назначения подразделяют на следующие

виды:

1. основное оборудование;

2. вспомогательное оборудование;

3. узлы и агрегаты;

4. сырьё;

5. вспомогательные материалы.

Дополнительная литература:

1. М.А. Астахова Оборот в гражданском праве: понятие, структура, разновидности / Бюллетень нотариальной практики, 2006, № 4 // СПС «КОНСУЛЬТАНТ+»

2. См.: Андреева Л.В. Коммерческое право России: учебник. – М.: Волтерс Клувер, 2006. С.79.

3. См.: Овечкин А.П. Коммерческое право: учебник. – М.: Эксмо, 2008. С. 105.

4. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. С. 17 и 18.

5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Кн.1, - Издательство «Статут», 2001 // СПС «КОНСУЛЬТАНТ+»







Сейчас читают про: