double arrow

Материальными ресурсами

Тема 3.1. Планирование обеспечения предприятия

Раздел 3. Коммерческая деятельность предприятий по оптовым закупкам материальных ресурсов

  1. Виды планов материально-технического снабжения предприятия.
  2. Изучение рынка сырья и материалов.
  3. Методы изучения рынка сырья и материалов.
  4. Выбор стратегии снабжения.

Вопрос 1. Виды планов материально-технического снабжения предприятия

Планирование материально-технического обеспечения предприятия – важный инструмент, позволяющий предвидеть риск, возникающий в данной сфере.

В плане материально-технического снабжения предприятия рассчитывается необходимое количество основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, инструмента, топлива и др. материальных ресурсов, требующихся для выполнения годового объема работ.

План разрабатывается на основе:

- производственной программы, норм расхода материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий, инструментов;

- разработанных мероприятий по экономии материальных ресурсов;

- плана капитального строительства;

- остатков материалов на начало и конец планируемого года;

- договоров с поставщиками и посредниками;

- цен на все виды материально-технических ресурсов.

Планирование материального обеспечения предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по определенной номенклатуре сырья и материалов на квартал, месяц.

Различают текущее и долгосрочное планирование материальных ресурсов. Текущее – на планируемый год, долгосрочное – в перспективе на ближайшие 3-5 лет. Систему долгосрочного планирования, к примеру, применяют 70-80 % крупных японских корпораций. Долгосрочный план промышленного предприятия выражает его общую стратегию, разрабатывается руководством предприятия и рассматривает основные проекты, идеи, приоритеты предприятия. В процессе долгосрочного планирования предприятия формулируются его цели, собирается внешняя информация об окружающей среде, отрасли, конкурентах. Затем определяются темпы роста основных показателей деятельности, доля предприятия на рынке. В рамках долгосрочного планирования на предприятиях должна определяться перспективная потребность в материальных ресурсах в укрупненной номенклатуре.

В настоящее время мало возможностей у наших предприятий для долгосрочного планирования материальных ресурсов. Это объясняется трудностями при сбыте продукции, колебаниями объема производства, колебаниями платежеспособного спроса. Для отдельных предприятий важнейшей стала задача выживания. В таких условиях более целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое должно включать в себя:

- исследование рынка сырья и материалов,

- определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материальных ресурсов,

- составление плана закупок материальных ресурсов,

- стоимостной анализ заготовительной сферы.

Вопрос 2. Изучение рынка сырья и материалов

Изучение рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Различают следующие виды материальных ресурсов:

- сырье – продукция добывающих отраслей,

- основные материалы – предметы труда, составляющие основное содержание готовой продукции (фанера, пиломатериалы, ткань),

- вспомогательные материалы,

- комплектующие детали и покупные полуфабрикаты, требующие дополнительной обработки и затрат труда на сборку.

Рационально закупить материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене. На рынке постоянно расширяется номенклатура материальных ресурсов, появляются новые виды сырья, поэтому необходима полная информация о рынке. Для анализа предложения сырья и материалов на рынке можно выделить такую систему показателей:

1) Количественная оценка предложения конкретного вида сырья и материалов Предложение – это количество товаров, предлагаемое потребителям в данное время. На него влияют различные факторы: цены на аналоги, применяемая технология, климатические условия, налоги и др. Более точную количественную оценку предложения ресурсов на рынке можно на основе емкости рынка по формуле:

Е = П + И – Э + З,

где П – производство ресурса определенного вида,

И,Э – импорт и экспорт ресурса,

З – запасы.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика. Доля рынка определяется соотношением фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение доли рынка позволяет оценить возможности каждого поставщика на рынке сырья и материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: