Повышенный интерес советских методистов к вопросам формирования хронологических и картографических знаний школьников в курсах истории был обусловлен постановлением СНК и ЦК ВКП (б) о преподавании гражданской истории в школах СССР (1934 г.). Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории выдвигалось соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении событий, важным считалось разработать приемы изучения картографии и создать фонд исторических карт. В трудах по методике была обоснована ответственная роль пространственных представлений в правильном понимании школьниками исторических фактов. В 60-е гг. XX в. Был разработан перечень основных задач, которые были призваны решить проблемы пространственной локализации фактов в обучении истории. Во второй половине XX в. сформулированы четкие научно-методические требования к исторической карте, разработана типология карт и созданы дополнительные картографические пособия по всем курсам истории, опубликованы методические рекомендации по использованию разнообразных приемов работы с картой на занятиях и дома. В современных условиях пересмотра целей и содержания школьного исторического образования фонд учебных исторических карт вновь подвергается критике. В настоящее время работа с картой рассматривается не просто как работа с безапелляционным источником знаний, но как со средством развития критического мышления учащихся. Отсюда неизбежное расширение и обновление проблематики картографических заданий, введение новых приемов использования карты в изложении исторических сведений и проверке историко-географических знаний и умений, разработка методики применения нетрадиционных картографических пособий.
|
|
Степень конкретности пространственной локализации исторических фактов в каждой учебной ситуации определяется характером фактов, их ролью и значимостью в изучении прошлого, связями и отношениями с другими фактами и, в свою очередь, влияет на выбор адекватного типа исторической карты или картографического пособия. Выделяют три типа карт: общие, обзорные и тематические.
Существуют правила показа на карте различных объектов: 1) границы страны обводятся на карте указкой по замкнутой кривой; 2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города; 3) реки показываются по течению от истока к устью; 4) направление военных походов и передвижений - по имеющимся на карте стрелкам.
Каждый тип исторической карты применяется с адекватным ему приемом изложения учебного материала: тематические - с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием; Общие и обзорные -с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Представления школьников об историческом пространстве усиливаются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий и ярких фрагментов из художественной и научно-популярной литературы. При обращение к карте важно не только правильно показать изучаемый объект, но и словесно определить его местоположение.
|
|
Наряду с картами в учебниках и пособиях применяются картосхемы, картограммы и локальные планы.
Общие правила использования исторической карты могут быть сведены к следующим положениям: 1) ни одного урока истории без карты; 2) использование карты на всех этапах обучения; 3) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий; 4) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними; 5) работа с настенной и настольными картами ведется параллельно и скоординировано; 6) постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурными картами над вопросами новой темы.
В ходе работы с исторической картой школьникам можно предложить разнообразные познавательные задания: задания на локализацию исторических фактов; творческие образные задания; задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников; проблемные задачи; тесты; картографические диктанты; игры.