Лекция 23. Приемы и средства формирования картографических знаний и умений школьников

Повышенный интерес советских методистов к вопросам формирования хронологических и картографических знаний школьников в курсах истории был обусловлен постановлением СНК и ЦК ВКП (б) о преподавании граждан­ской истории в школах СССР (1934 г.). Решающим условием прочного усвое­ния учащимися курса истории выдвигалось соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении событий, важным считалось разработать приемы изучения картографии и создать фонд исторических карт. В трудах по методике была обоснована ответственная роль пространственных представлений в правильном понимании школьниками исторических фактов. В 60-е гг. XX в. Был разработан перечень основных задач, которые были призва­ны решить проблемы пространственной локализации фактов в обучении исто­рии. Во второй половине XX в. сформулированы четкие научно-методические требования к исторической карте, разработана типология карт и созданы до­полнительные картографические пособия по всем курсам истории, опубликованы методические рекомендации по использованию разнообразных приемов работы с картой на занятиях и дома. В современных условиях пересмотра целей и содержания школьного исторического образования фонд учебных историче­ских карт вновь подвергается критике. В настоящее время работа с картой рас­сматривается не просто как работа с безапелляционным источником знаний, но как со средством развития критического мышления учащихся. Отсюда неиз­бежное расширение и обновление проблематики картографических заданий, введение новых приемов использования карты в изложении исторических све­дений и проверке историко-географических знаний и умений, разработка мето­дики применения нетрадиционных картографических пособий.

Степень конкретности пространственной локализации исторических фак­тов в каждой учебной ситуации определяется характером фактов, их ролью и значимостью в изучении прошлого, связями и отношениями с другими фактами и, в свою очередь, влияет на выбор адекватного типа исторической карты или картографического пособия. Выделяют три типа карт: общие, обзорные и те­матические.

Существуют правила показа на карте различных объектов: 1) границы страны обводятся на карте указкой по замкнутой кривой; 2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города; 3) реки показы­ваются по течению от истока к устью; 4) направление военных походов и пере­движений - по имеющимся на карте стрелкам.

Каждый тип исторической карты применяется с адекватным ему приемом изложения учебного материала: тематические - с картинным описанием мест­ности, сюжетным рассказом и образным повествованием; Общие и обзорные -с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рас­суждением и проблемным изложением. Представления школьников об истори­ческом пространстве усиливаются при одновременном использовании изобра­зительных наглядных пособий и ярких фрагментов из художественной и науч­но-популярной литературы. При обращение к карте важно не только правильно показать изучаемый объект, но и словесно определить его местоположение.

Наряду с картами в учебниках и пособиях применяются картосхемы, картограммы и локальные планы.

Общие правила использования исторической карты могут быть сведены к следующим положениям: 1) ни одного урока истории без карты; 2) использова­ние карты на всех этапах обучения; 3) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий; 4) при переходе от одной кар­ты к другой обеспечивается преемственность между ними; 5) работа с настен­ной и настольными картами ведется параллельно и скоординировано; 6) посто­янным компонентом домашних заданий по истории является работа школьни­ков с контурными картами над вопросами новой темы.

В ходе работы с исторической картой школьникам можно предложить разнообразные познавательные задания: задания на локализацию исторических фактов; творческие образные задания; задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников; проблемные задачи; тесты; картографические диктанты; игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: