Офис как социально-техническая система
Более объективный подход заключается в том, что конечные результаты работы любого учреждения зависят не только от выполняемой работы, но и от взаимоотношений между людьми – их личной заинтересованности, сложившейся системы ценностей и других факторов. Каждый офис как организация по переработке, аккумулированию и созданию документной информации является совокупностью взаимодействующих элементов, таких как система принятия решений, организация документационного и информационного обеспечения, технологии выполнения работ, роль руководства в работе с документами, социально-психологическая атмосфера, групповое взаимодействие в работе над подготовкой и исполнением документов. Следовательно, к офису как социально-технической системе предъявляются следующие требования:
Ø работа в офисе должна быть комфортной и стимулировать профессионализм сотрудников;
Ø уровень технического и методического обеспечения должен максимально упрощать технологии обработки документной информации;
|
|
Ø выполняемые функции должны побуждать сотрудников к творческой активности;
Ø сотруднику необходимо видеть результат своего труда и отвечать на него;
Ø в пределах своей компетенции сотрудник офиса должен быть самостоятельным в принятии решения;
Ø работа должна быть перспективной, а её оплата должна соответствовать уровню квалификации специалиста.
Все эти требования влияют на концепцию организации учрежденческой деятельности, обосновывают подход, основанный на разделении труда, позволяют каждому работнику с меньшими затратами и большей творческой отдачей выполнять свои обязанности.
На практике это означает, что при проектировании офисных систем документационного и информационного обеспечения управления нельзя ограничиваться параметрами документационных потоков, общим характером решаемых задач, обеспеченностью оргтехникой и средствами коммуникаций. Необходимо принимать во внимание социально-психологический настрой сотрудников организации, в которой будет работать система управленческой документации. Именно недооценка этого фактора привела к неудачам многих проектов по оптимизации, а позднее и автоматизации систем управления.
Следует отметить, что при разнообразии подходов в основе офисных концепций лежит точка зрения на управленческую информацию. Основой сегодняшней управленческой информации является официальный документ, т.е. информация, зафиксированная на каком-либо носителе, пригодном для достаточно долговременного хранения, и оформления по действующим бюрократическим правилам: она может быть представлена в любой конфликтной ситуации в качестве доказательства. Это значит, информация имеет автора, готового нести за неё полную ответственность, она датирована, внесена в базу данных, т. е. может быть повторена, не имеет более поздних искажений.
|
|
Процесс создания и обработки современных управленческих документов основан на широком применении технических средств, соблюдении нормативно-методических условий и рациональных традиций офисных технологий предыдущих столетий.
- Понятие нормативно-методической основы ДП
- Виды нормативных документов, регулирующих вопросы делопроизводства
- Инструкция по ДП организации
Системный комплекс делопроизводства любой организации как документационная основа управления организуется в соответствии с законодательством РФ, подзаконными НПА органов исполнительной власти и местного самоуправления, учредительными и локальными НПА организации.
Соблюдение установленных названными актами правил оформления документов, включая и содержание текстов, а также порядка и сроков их оборота является необходимым условием правового порядка управления в организации. Такой порядок обеспечивает стабильную предсказуемую работу коллектива организации, гарантии прав работников, их возможности внесудебного и судебного обжалования управляющих воздействий администрации, зафиксированных конкретными документами.
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) должно осуществляться в соответствии с законодательством и нормативно-методическими документами, действующими в РФ.
1. Нормативно-методическая база делопроизводства – совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями.
Основу нормативно-методической базы делопроизводства составляет совокупность законов, НПА и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности предприятия, а также работу службы делопроизводства, её структуру и функции.
Нормативно-методическая база делопроизводстварегулирует:
Ø правила оформления документов;
Ø правила работы с документами;
Ø обеспечение сохранности документов;
Ø порядок передачи документов; на архивное хранение;
Ø работы службы делопроизводства (функции, структура, штаты);
Ø внедрение новых информационных технологий в работе с документами;
Ø работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа;
Ø юридические аспекты, связанные с документами, и др. вопросы.
2. Вопросы документационного обеспечения управления регулируются:
Ø Законами и подзаконными актами РФ в сфере информации и документации:
Ø государственными и отраслевыми стандартами;
Ø общероссийскими классификаторами;
Ø государственными и отраслевыми инструкциями по делопроизводству;
Ø инструкциями по делопроизводству конкретного предприятия.