Общие сведения об опасных грузах

По данным ИКАО, более половины материалов, перевозимых всеми видами транспорта, относятся к категории опасных. В связи с экономическими потребностями, все больший объем взрывоопасных, коррозийных, воспламеняемых, токсичных, радиоактивных или обладающих магнитными и иными свойствами грузов перевозятся воздушным транспортом.

К опасным грузам относятся все вещества или изделия, которые при нарушении герметичности тары, в условиях хранения, погрузки и выгрузки, при перевозке на воздушных судах, могут послужить причиной взрыва, пожара или порчи и разрушения воздушного судна, грузов, складов, зданий и сооружений, а также гибели, увечий, отравлений, ожогов, облучения и других заболеваний людей и животных.

К опасным грузам относятся и материалы, обладающие сильным магнитным воздействием, вызывающим искажение и погрешности в работы курсовых и навигационных систем воздушного судна.

Разнообразно действие некоторых химических веществ на упаковочные материалы. Одни агрессивно воздействуют на бумагу, ткань и дерево, другие – на металл, третьи – на резину и стекло.

В естественных условиях от некоторых химических продуктов, находящихся в таре, может повышаться температура до 60 градусов или понижаться до минус 60 и ниже. В отдельных случаях эта разница температур может изменяться от внешних воздействий (температуры, влажности воздуха).

При перевозке опасных грузов воздушным транспортом на них действует вибрация широкого диапазона частот и амплитуд, значительные перегрузки при взлете, в полете и при посадке, большие изменения температуры воздуха и атмосферного давления на земле и в полете, плохой воздухообмен из-за ограниченного объема грузовых помещений воздушных судов.

Все эти внешние условия оказывают комплексное (одновременное) воздействие в полете на перевозимый груз.

Вибрация вызывает повышенное напряжение в материале конструкции тары. Могут привести к образованию трещин в сварных швах, отворачиванию крышек, нарушению герметичности тары и утечке содержимого.

Перегрузки в отдельных случаях могут быть довольно значительными. Поэтому прочность швартовки грузов должна рассчитываться на более тяжелые случаи перегрузок, возникающих, например, при аварийной посадке на неподготовленную площадку с убранными шасси. При этом груз не должен разрушиться и сорваться с места его швартовки.

Давление. Ядовитые, легковоспламеняющиеся и коррозийные вещества могут перевозиться в разгерметизированных грузовых кабинах, давление в которых соответствует атмосферному на высоте полета. Низкое атмосферное давление на больших высотах увеличивает испарение таких жидкостей как ацетон, этиловый спирт и др., поэтому перевозка таких грузов осуществляется только в герметичной таре.

Температура. В грузовых кабинах летательных аппаратов при включенной системе кондиционирования воздуха поддерживается температура от +10 до + 25 градусов и более. При отключенной системе кондиционирования воздуха в грузовых кабинах температура может понижаться в зависимости от высоты и продолжительности полета, может достигать температуры воздуха за бортом самолета.

В летнее время на стоянках воздушных судах температура в грузовых кабинах температура может быть выше температуры за бортом на 5-8 градусов, до такой же температуры нагревается и перевозимый груз.

В связи с этим предъявляются особые требования к прочности и герметичности тары и упаковки опасных грузов, перевозимых воздушным транспортом.

Основным нормативным документом, регламентирующим организацию перевозки опасных грузов в Российской Федерации (ВВЛ, МВЛ) является «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» международной организации гражданской авиации ИКАО.

В них содержатся стандарты и рекомендации по организации перевозок опасных грузов воздушными судами, регулярно обновляющийся перечень опасных грузов и инструкции по упаковыванию опасных грузов.

В целях наиболее полного обновления, уточнения требований технические инструкции переиздаются раз в два года.

Перевозка некоторых опасных грузов регулируется, наряду с техническими инструкциями, специальными правилами и инструкциями ФАВТ и полномочными органами других министерств и ведомств. В этом случае инструкции разрабатываются с учетом требований технических инструкций на основании проведенных исследований или испытаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: