Переход от внутреннего противоречия к внешнему

Невнимательный читатель с неразвитым воображением видит за этими строчками лишь простенький морской пейзаж. Между тем поэт дает здесь очень серьезную, трагическую тему: белое пятно разрывает сплошную пелену безмятежного голубого тумана, единица противопоставляет себя бесконечности, как одинокий герой бросает вызов самодовольной мещанской среде. В каком случае образ оказывается эмоционально окрашенным? Тогда, когда он необычный, странный. Поэтому формалисты, выдвигая как один из главных принципов художественного творчества принцип остранения, отчасти были правы, но лишь отчасти. У них получалось, что чем страннее образы, тем художественнее произведение, а это неверно.

В данном случае тема представлена через странное смешение мифов и реальности: всемирный потоп отсылает к Библии, вышедшая из морской пены Любовь - к древнегреческой мифологии, а сорок сороков, в течение которых Любовь существовала лишь потенциально, возвращают к научному представлению и о всемирном потопе (первобытный океан), и о рождении любви (вместе с появлением Homo Sapiens).

    Н.М. Карамзин Художественный язык - это язык художественных образов, т. е. эмоционально окрашенных представлений. Поэтому тему надо искать не на уровне слов, а на уровне стоящих за ними образов.     Художественный язык - это язык образов. Поэтому тему надо искать не на уровне слов, а на уровне стоящих за ними образов. Художественный образ представляет собой эмоционально окрашенное представление о предмете. Чтобы разглядеть такие образы, нужно иметь более или менее развитое воображение. Возьмем Лермонтова:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом.
    Белеет парус одинокий... В начале экспозиции противоречие имеет внутренний характер, так как писатель дает всего один образ, но такой, в котором есть несовместимые черты.     В начале экспозиции противоречие имеет внутренний характер, так как писатель дает всего один образ, но у этого образа имеются разнородные, несовместимые черты. Эта несовместимость не бросается в глаза, она лишь вскользь задевает чувства реципиента, ибо предстает перед ним в приглушенном, неярком свете - как незначительный промах, случайная оговорка, досадный недочет. Однако и такого легкого раздражения хватает, чтобы реципиент оказался заинтригованным. В песне "Он не вернулся из боя" исходный образ, содержащий тему произведения, - переживание мира лирическим героем. Этот образ возникает у реципиента при восприятии фразы "Почему все не так?". Уже здесь, в этом коротком вопросе, смутно выступает противоречие: "все не так" - очевидно, всего лишь иллюзия героя, но, как ни странно, герой не сомневается в том, что "все не так" - реальность, и его интересует лишь одно: почему "все не так"? В стихотворении "Я вас любил…", чтобы создать исходный художественный образ, Пушкин задействовал всего три слова - те, с которых начинается его произведение. За этими словами опять же проглядывает противоречие: чтобы не выглядеть неприлично, пошло, герой не должен говорить бывшей возлюбленной о том, что его любовь прошла, и все же он делает это. В еще одной песне Высоцкого под названием "Лирическая" Он (лирический герой) обращается к Ней (своей возлюбленной), уговаривая Ее ответить взаимностью на Его любовь. Исходным образом является здесь нарисованный Им Ее волшебный мир:
Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно. Живешь в заколдованном диком лесу, Откуда уйти невозможно.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: