Санитарно-эпидемиологические требования к планировке, размещению и устройству помещений ор­ганизаций торговли

Строительные требования к размещению административно-бытовых помещений.

Строительные требования к помещениям для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже.

1. Двери кладовых и помещений для приема товаров должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м.

2. Рекомендуется укрупнять площади кладовых, предусматривая хранение в общей кладовой различных групп непродовольственных товаров (за исключением целлулоидных, парфюмерных, аэрозольных, пахучих товаров и горючих жидкостей) и продовольственных товаров, за исключением продуктов, эпидемиологическая характеристика которых требует отдельных помещений (хлебобулочные, кондитерские, молоко, овощи-фрукты).

3. При торговой площади до 100 м2 (в сельских населенных пунктах) продукты могут храниться в общей кладовой независимо от их эпидемиологической характеристики.

4. Подготовку товаров к продаже следует предусматривать, как правило, на площади кладовых.

5. Помещения для хранения и подготовки товаров к продаже не допускается размещать под уборными, душевыми.

1. Служебные и бытовые помещения рекомендуется проектировать отдельным блоком и размещать в отдельных случаях на верхнем этаже здания, изолируя их от производственной части магазина.

2. Через блок служебных и бытовых помещений не допускается движение товаров.

3. Суммарные площади служебно-бытовых помещений приняты по средней численности персонала соответствующих типов магазинов и уточняются в соответствии с численностью персонала, устанавливаемой в заданиях на проектирование.

4. Буфет или столовую для персонала, а также бельевую следует размещать в зоне служебно-бытовых помещений.

5. Помещение пожарно-сторожевой охраны и кабинет гражданской обороны следует предусматривать около служебного входа в здание.

1. В магазинах, расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделе­ния, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями.

2. Все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.

3. Организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные поме­щения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.

4. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.

5. Должны оборудоваться отдельные фа­совочные для разных групп продуктов с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук в двухгнездных моечных ваннах, фасовочные для скоропортящихся продуктов оборудуются холодильным оборудованием. Запрещается расфасовка непродовольственных товаров в продовольственных магазинах.

6. При работе с контейнерами, в магазине оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки.

7.Складские помещения для продоволь­ственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными.

8. Допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке.

9. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредствен­ной близости от отделов, реализующих пищевые продукты.

10. Прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях с отдельным входом.

11. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к прода­же, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных трапов.

Взаимосвязь помещений магазина – важнейшая составляющая рациональной организации всех оперативных процессов в нём.

Целесообразно выделить общие для всех магазинов принципы размещения торговых и неторговых помещений:

§ торговые помещения должны быть связаны с помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже;

§ помещения для хранения товаров не должны быть проходными;

§ административно – бытовые помещения располагают в едином блоке с отдельным входом (в отдельных случаях размещают на верхнем этаже здания), изолируя их от производственной части магазина;

§ административно – бытовые помещения должны иметь удобную связь с торговым залом и другими группами помещений;

§ помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими торговыми отделами;

§ торговый зал и кладовые, по-возможности, располагают на одном уровне;

§ расположение помещений магазина должно исключать встречу потоков покупателей и загрузки продуктов и их подачи к прилавкам;

§ типовые варианты размещения неторговых и торговых помещений (рис.).

Санитарно-техническое (общетехническое) оснащение магазинов

Общетехническое оснащение призвано создать оптимальные условия для работы персонала магазина, для покупателей и для хранения товаров. К общетехническому оснащению относят:

- освещение;

- вентиляцию;

- отопление;

- кондиционирование;

- противопожарное оборудование;

- водоснабжение;

- канализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: