Служба контроллинга опирается на разветвленную информационную базу, которая первоначально может формироваться в составе автоматизированных рабочих мест основных функциональных служб и обслуживать их. Для оперативного контроллинга наибольший интерес представляет система, создаваемая для главного экономиста.
Экономический анализ (ЭА) служит целям управления предприятием и производством. Однако при традиционной организации экономической работы ЭА сильно отстает по времени от управления, является последующим. Непосредственно анализу предшествуют поиск аналитических сведений по запросу, их выборка, оценка точности и полноты сведений, сводка и группировка данных, оформление их в справку, документирование и др. Названные операции трудоемки, рутинны и требуют много времени. В результате этого нередко утрачивается актуальность запроса на ЭА.
Необходимо, чтобы процедуры контроля и ЭА были встроены в систему управления производством по всем его контурам (оперативному, тактическому, стратегическому) и использовались как инструмент контроллинга. Нужен экономический мониторинг, способный отслеживать учетно-отчетную информацию, оценивать соответствие состояния производства плановой траектории и давать предложения по его регулированию. Таким образом, речь идет об автоматизации системы учета, контроля и ЭА. Наиболее удобной формой организации планово-экономической работы такого типа является автоматизированное рабочее место (АРМ).
Возможности автоматизации ЭА стали реальными с распространением персональных ЭВМ. АРМ – это единство методических, языковых и программных средств, настроенных на работу конкретного пользователя (например, главного экономиста предприятия) в общей системе контроллинга.
Методическими средствами являются: а) средства обучения пользователя (от бумажных инструкций до самообучающих систем); б) методика реализации заданных функций (определения информационной потребности пользователя и описание сценариев ее удовлетворения). Языковые средства представляются непроцедурным языком запросов, посредством которого пользователь указывает, что он хочет получить. Программные средства обеспечивают выполнение всех необходимых действий. В их состав входят: собственно база данных; программные комплексы для управления базой данных и выполнения расчетов анализа, трансляторы; справочные системы.
Главная цель АРМ экономиста состоит в повышении качества, оперативности анализа и уровня обоснования планово-экономических решений. Другие цели АРМ: 1) удовлетворение в любое время запросов пользователей в достоверной и разносторонней информации о функционировании предприятия; 2) всесторонний анализ финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его подразделений и служб для эффективного оперативного регулирования производства; 3) моделирование экономических процессов и поиск по моделям эффективных вариантов решений; 4) выполнение на ПЭВМ трудоемких и рутинных вычислений, сокращение разрыва времени между заданием на анализ и получением результата анализа; 5) стимулирование интеллектуальной деятельности пользователей, расширение круга задач, решаемых в автоматизированном режиме.
Можно выделить общие и специфические функции АРМ экономиста. К общим функциям следует отнести:
· сбор, преобразование и пополнение информации;
· информационное обслуживание пользователей – руководства и служб предприятия;
· традиционный ЭА;
· составление балансов;
· математическое моделирование показателей производства;
· исследование показателей по моделям;
· вариантное планирование;
· разработка и корректирование производственных нормативов.
· выявление факторов, влияющих на результирующие показатели деятельности (прибыль, рентабельность, фондоотдача и др.)
· разработка многофакторных ЭСМ типа «затраты – эффект» и др.
· определение влияния факторов на показатели эффективности;
· выявление и количественная оценка производственных возможностей («резервов»);
· определение направленности совершенствования работы предприятия и экономическая оценка оргтехмероприятий;
· формирование и расчет вариантов бизнес-плана и др.
АРМ экономиста предприятия целесообразно создавать поэтапно:
1 этап. Формирование базы учетно-отчетных данных, ориентированной на интегрированные требования пользователей.
2 этап. Формирование и расчет основных показателей локального сравнительного анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности (анализ традиционными методами).
3 этап. Расчет (построение) экономико-статистических моделей типа «затраты – результат» и многофакторный анализ по моделям показателей деятельности предприятия.
4 этап. Решение задач регулирования производства, финансово-хозяйственной деятельности и оптимизация планово-экономических решений.
На результаты экономического анализа в значительной степени опирается планирование. В особенности это относится к планированию в составе оперативного и тактического контуров управления предприятием (рис. 2.1).