Предварительная классификация аналитических задач
Анализ информации. Система моделей поддержки принятия управленческих решений
Основными финансово-экономическими задачами СППР являются:
· анализ состояния и прогноз тенденции бизнеса и рыночной коньюктуры;
· планирование бизнеса и управление его развитием. Наиболее важными являются следующие комплексы задач контроллинга (табл. 6.1).
1. Контроллинг финансового состояния предприятия и планирование его развития:
- стратегическое планирование;
- тактическое и оперативное планирование;
- среднесрочное управление портфелем активов и пассивов;
- анализ и оценка инвестиционных проектов и составление бизнес — планов;
- анализ и распределение инвестиционных ресурсов по проектам и подразделениям;
- выработка оптимальных стратегий повышения доходности и ликвидности, управление системным и кредитными рисками;
- анализ деятельности предприятия в разделе центров ответственности по параметрам
- анализ и прогноз текущей ликвидности предприятия;
- внутренний аудит.
2. Состояние производства, обслуживания клиентов, смежных организаций и сотрудников филиальной сетью.
3. Общеэкономическое положение отрасли – в сопоставлении с макроэкономическими показателями развития экономики мира, России и других отраслей.
4. Состояние и прогнозирование отдельных рынков и услуг.
Для решения задач управления имеется необходимость в применении специфических методов математической поддержки подготовки принятия решений (ППР). Они должны позволять работать с неполными или плохо структурированными данными и информацией. Задачи классифицируются по:
· виду постановки задачи (типовые, хорошо формализуемые задачи, плохо формализуемые задачи, нерегулярно решаемые задачи);
· требуемому способу моделирования данных (многомерного анализа, прогнозирование, финансовое конструирование и планирование, эвристические модели и экспертный опрос, изучение взаимосвязей элементов, графоаналитические методы решения).
Система подготовки принятия решений (СППР) должна иметь широкие аналитические возможности: многоаспектную систему анализа и предоставление информации конечному пользователю, полную автоматизацию аналитических запросов, применение математических методов, диалоговый режим общения и др.
Таблица 6.1 – Комплексы задач контроллинга
| Оперативный контроллинг | ||||||||
| Финансы: ликвидность, нормативы, поступления/ выплаты | Основная деятельность: производство, снабжение, сбыт, управление, кадры | Фонды и резервы: формирование, оптимизация налогообложения | Деятельность филиалов: сравнение «лан-факт»; выработка корректирующих решений | Внешняя среда: рыночные тенденции, политическая и отраслевая коньюктура | ||||
| Тактический контроллинг | ||||||||
| Область деятельности: услуги, рынки | Исполнение: основания для деятельности; накладные расходы | Проекты: долгосрочные инвестиции; портфельные инвестиции | Прибыль/затраты филиалов: услуги, региональные рынки | Клиенты: досье клиентов, связи клиентов, история клиентов | ||||
| Контроллинг услуги/продукта | Контроллинг филиалов | Анализ прибыльности | ||||||
| Себестоимость, фактические затраты/стоимость услуги | Контроль качества услуг, накладные расходы | Себестоимость, фактические затраты/стоимость услуг | Результаты деятельности подразделений, доставка услуг, бизнес-планы | Определение классности клиента. Маржа | ||||
| Стратегический контроллинг | ||||
| Направления деятельности. Цели и задачи организации | Принципы реализации целей и задач. План мероприятий на случай критической ситуации | Принципы управления ресурсами. Принципы управления персоналом | Развитие сети филиалов/ представительств. Планы мероприятий филиалов на случай критической ситуации | Новые рынки/услуги. Стратегические партнеры и клиенты. |






