Информационные системы для решения задач контроллинга

Информационная система руководителя (ИСР)

Представление информации. Пользовательский интерфейс менеджеров

К пользовательскому интерфейсу СППР предъявляются повышенные требования:

· организация работы в автоматическом и интерактивно - исследовательском режимах;

· полностью русскоязычная среда работы конечного пользователя;

· дружественный графический (оконный) пользовательский интерфейс;

· наличие легкодоступной системы помощи и обучения;

· широкое применение графической интерпретации исходных данных и результатов и др.

Система должна иметь специализированную аналитическую графику: 2-х и З-х мерные линейные, символьные графики, круговые и квантильные диаграммы, гистограммы, спектры, корреляционные поля, кубы и т.п.

Геоинформационная система: представление аналитической информации на фоне географической среды (региона, города и т.д.).

Система должна содержать настраиваемый генератор отчётов, в т.ч. автоматическое формирование отчётов по результатам анализа.

Система ориентирована на реализацию оперативного доступа руководителя к текущим данным. Информация должна быть предварительно обработана и представлена в агрегированном виде, допускающем дополнительное оперативное уточнение. Интерфейс должен быть диалоговый: он позволяет руководителю оперативно просматривать данные по широкому набору контролируемых показателей.

Пользовательский интерфейс реализуется набором кнопок, имеющих типовую для конкретной системы интерпретацию.

ИСР помогают руководителю:

· сконцентрироваться на ключевых компонентах бизнеса;

· составить собственную точку зрения;

· анализировать различные среды управленческой деятельности (финансы, персонал, оргструктура, состояние производства);

· более полно и оперативно представлять ситуацию, принимать стратегически обоснованные решения.

ИСР предлагаются рядом фирм.

6.8.1 Система R/3

На сегодняшний день наиболее широкими возможностями обладает система R/3 фирмы SAPAG.

Она ориентирована на комплексное решение управленческих задач для предприятий различного профиля.

В структуру системы входят:

1) модули финансового учёта системы, включая бухгалтерию, управление финансами, контроллинг;

2) модули управления проектами;

3) модули логистики (в т.ч. продажу и дистрибуцию, управление поставками, производственное планирование, управление качеством);

4) система управления персоналом;

5) система делопроизводства и коммуникаций;

6) информационная система руководителя.

Модули финансового учёта включают в себя главную книгу, учёт дебиторов и кредиторов, финансовый контроллинг, бухгалтерский учёт основных средств, управление портфелями и др.

Модули контроллинга ориентированы на задачи управленческого учёта. Контроллинг может быть разбит на фазы планирования, мониторинга, отчётности, подготовки рекомендаций и информирования. Фазы могут быть применены для контроллинга:

· финансов и ликвидности;

· затрат по продукту;

· косвенных затрат;

· учёта результатов и контроллинга предприятия.

Фазы и функции контроллинга представлены в таблице 6.2.

Таблица 6.2 – Фазы и функции контроллинга

Фазы контроллинга Функции контроллинга
Поддержка принятия решения
Определение задач Поиск решения Оценка Составление прогноза Планирование Учёт по заданным величинам Контрольный учёт как анализ источников прибыли Учёт изменения прибыли в отношении: выручки, затрат, узких мест Условные величины Бюджет/сметы Предварительное планирование Риски
Принятие решения Реализация
Определение характеристик Определение: · контролируемых величин · соответствия бюджету · дополнительных характеристик
Контроль
Контроль ожидания Контроль планирования Контроль реализации Сравнение “норма-факт” Анализ отклонений Сравнение “план-факт”

Базовые положения организации системы контроллинга в R/3 таковы:

· учёт по видам затрат и выручки опирается на сверку со счетами бухгалтерии;

· учёт затрат по местам возникновения затрат и учёт работ осуществляется разнесением косвенных затрат (накладных расходов);

· учёт затрат по заказу и учёт простых затрат производится с ориентацией на мероприятия;

· учёт затрат по процессам обеспечивает контроль процессов (а не только функций и продуктов);

· учёт затрат по продукту фокусирует экономические аспекты создания продукта (учёт поштучный и по периодам);

· учёт результатов и учёт по сегментам рынка основан на анализе источников результатов (происходит дифференцирование затрат по сегментам рынка);

· учёт затрат по месту возникновения прибыли не является составной частью процесса расчёта (эта структура охватывает все важные для получения результата хозяйственные операции).

В зависимости от точности расчёта выделяются следующие процессы:

· учёт фактических затрат / учёт стандартных затрат;

· учёт полных затрат / учёт частных затрат;

· учёт частичных затрат и расчёт сумм покрытия;

· метод учёта затрат по обороту / метод учёта общих затрат


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: