Информационная система руководителя (ИСР)
Представление информации. Пользовательский интерфейс менеджеров
К пользовательскому интерфейсу СППР предъявляются повышенные требования:
· организация работы в автоматическом и интерактивно - исследовательском режимах;
· полностью русскоязычная среда работы конечного пользователя;
· дружественный графический (оконный) пользовательский интерфейс;
· наличие легкодоступной системы помощи и обучения;
· широкое применение графической интерпретации исходных данных и результатов и др.
Система должна иметь специализированную аналитическую графику: 2-х и З-х мерные линейные, символьные графики, круговые и квантильные диаграммы, гистограммы, спектры, корреляционные поля, кубы и т.п.
Геоинформационная система: представление аналитической информации на фоне географической среды (региона, города и т.д.).
Система должна содержать настраиваемый генератор отчётов, в т.ч. автоматическое формирование отчётов по результатам анализа.
Система ориентирована на реализацию оперативного доступа руководителя к текущим данным. Информация должна быть предварительно обработана и представлена в агрегированном виде, допускающем дополнительное оперативное уточнение. Интерфейс должен быть диалоговый: он позволяет руководителю оперативно просматривать данные по широкому набору контролируемых показателей.
Пользовательский интерфейс реализуется набором кнопок, имеющих типовую для конкретной системы интерпретацию.
ИСР помогают руководителю:
· сконцентрироваться на ключевых компонентах бизнеса;
· составить собственную точку зрения;
· анализировать различные среды управленческой деятельности (финансы, персонал, оргструктура, состояние производства);
· более полно и оперативно представлять ситуацию, принимать стратегически обоснованные решения.
ИСР предлагаются рядом фирм.
6.8.1 Система R/3
На сегодняшний день наиболее широкими возможностями обладает система R/3 фирмы SAPAG.
Она ориентирована на комплексное решение управленческих задач для предприятий различного профиля.
В структуру системы входят:
1) модули финансового учёта системы, включая бухгалтерию, управление финансами, контроллинг;
2) модули управления проектами;
3) модули логистики (в т.ч. продажу и дистрибуцию, управление поставками, производственное планирование, управление качеством);
4) система управления персоналом;
5) система делопроизводства и коммуникаций;
6) информационная система руководителя.
Модули финансового учёта включают в себя главную книгу, учёт дебиторов и кредиторов, финансовый контроллинг, бухгалтерский учёт основных средств, управление портфелями и др.
Модули контроллинга ориентированы на задачи управленческого учёта. Контроллинг может быть разбит на фазы планирования, мониторинга, отчётности, подготовки рекомендаций и информирования. Фазы могут быть применены для контроллинга:
· финансов и ликвидности;
· затрат по продукту;
· косвенных затрат;
· учёта результатов и контроллинга предприятия.
Фазы и функции контроллинга представлены в таблице 6.2.
Таблица 6.2 – Фазы и функции контроллинга
Фазы контроллинга | Функции контроллинга |
Поддержка принятия решения | |
Определение задач Поиск решения Оценка | Составление прогноза Планирование Учёт по заданным величинам Контрольный учёт как анализ источников прибыли Учёт изменения прибыли в отношении: выручки, затрат, узких мест Условные величины Бюджет/сметы Предварительное планирование Риски |
Принятие решения Реализация | |
Определение характеристик | Определение: · контролируемых величин · соответствия бюджету · дополнительных характеристик |
Контроль | |
Контроль ожидания Контроль планирования Контроль реализации | Сравнение “норма-факт” Анализ отклонений Сравнение “план-факт” |
Базовые положения организации системы контроллинга в R/3 таковы:
· учёт по видам затрат и выручки опирается на сверку со счетами бухгалтерии;
· учёт затрат по местам возникновения затрат и учёт работ осуществляется разнесением косвенных затрат (накладных расходов);
· учёт затрат по заказу и учёт простых затрат производится с ориентацией на мероприятия;
· учёт затрат по процессам обеспечивает контроль процессов (а не только функций и продуктов);
· учёт затрат по продукту фокусирует экономические аспекты создания продукта (учёт поштучный и по периодам);
· учёт результатов и учёт по сегментам рынка основан на анализе источников результатов (происходит дифференцирование затрат по сегментам рынка);
· учёт затрат по месту возникновения прибыли не является составной частью процесса расчёта (эта структура охватывает все важные для получения результата хозяйственные операции).
В зависимости от точности расчёта выделяются следующие процессы:
· учёт фактических затрат / учёт стандартных затрат;
· учёт полных затрат / учёт частных затрат;
· учёт частичных затрат и расчёт сумм покрытия;
· метод учёта затрат по обороту / метод учёта общих затрат