Критические факторы комплексного решения управленческих задач в АИС
Формирование единого информационного пространства
Единое информационное пространство (ЕИП) — это совокупность методических, организационных, программных, технологических и телекоммуникационных средств, которые обеспечивают оперативный доступ специалистов к любым информационным ресурсам предприятия.
Аналитическая система, в отличие от системы оперативной обработки данных, должна поддерживать обработку произвольных, заранее нерегламентированных запросов из различных источников информации. Это невозможно выполнять без широкого использования АИС — автоматизированных информационных систем.
При построении интегрированной АИС критическими являются четыре фактора: времени, обеспеченности ресурсами, потенциального развития, преемственности.
1. Фактор времени. Первые этапы создания системы должны выполняться как можно быстрее.
2. Фактор обеспеченности ресурсами. Для обоснования проекта разрабатывается бизнес - план.
|
|
3. Фактор потенциального развития. АИС должна допускать модификацию и расширение своих функциональных возможностей, в т.ч. в связи изменениями во внешней среде (законодательство, новые сферы деятельности, новые методики, технологические и программные средства и др.).
4. Фактор преемственности. В информационном обеспечении используются существующие на предприятии средства, а также ноу-хау.
При разработке АИС используется системный подход, предусматривающий:
· принятие решений в соответствии с принятой архитектурой системы контроллинга (требующих знаний в предметной области и в области создания компьютерных систем);
· выбор технологической платформы, системотехнических средств и технологии проектирования;
· параллельную разработку документации (включая технологическую);
· разработку плана внедрения, сопровождения и развития АИС.
Отмечаются пять тенденций развития технологии:
1) усложнения информационных продуктов (услуг);
2) обеспечения совместимости;
3) ликвидации промежуточных звеньев;
4) глобализации;
5) конвергенции (схождения, сближения, совмещения).
1.Усложнение идёт по двум направлениям:
· механизм генерирования информационного продукта по запросу (как услуги);
· развития средств его доставки в удобное время и в удобной для пользователя форме.
Информационный продукт - это и сообщение, и носитель этого сообщения (экран, бумага, магнитный диск, оптический диск и т.д.).
2. Обеспечение совместимости, т.е. возможности свободного обмена различной информацией в результате стандартизации всех операций и унификации их внешних форм. Благодаря этому можно изменять конфигурации программно-технических средств и обеспечивать передачу и хранение разнообразной информации.
|
|
3. Ликвидация промежуточных звеньев. Производитель и конечный потребитель непосредственно (без посредников) связываются друг с другом и их информационная осведомлённость выравнивается. При этом изменяется подход к подготовке принятия решения, т.к. всё большее количество задач можно переложить на модели, способные в интерактивном режиме учесть все пожелания потребителя информации, продуктов и услуг.
4. Глобализация. Экономика окончательно становится общемировой, а ее информационная инфраструктура (мобильный телефон, пейджер, электронный блокнот, ПЭВМ, спутники и др.) определяется глобальным телекоммуникационным комплексом.
5. Конвергенция - сходимость информационных признаков, сходство в строении и функциях у относительно далёких по происхождению устройств. Гораздо удобнее иметь не отдельные приборы (факс, принтер, ксерокс, сканер), а одно интегрированное устройство со всеми информационными функциями.