Противоречия в развитии общественных связей в постиндустриальном обществе

Общественные связи во всех своих формах — образование, религия, пропаганда, массовая культура, реклама — ныне все более являются источником силы власти.

Тот, кто контролирует знание, умело использует его, получает в свое распоряжение мощный инструмент - и может претендовать на роль лидера.

Дж Оруэлл (1984): «Тот, кто контролирует настоящее – контролирует будущее. Тот, кто контролирует прошлое – контролирует настоящее».

Знание является самым разносторонним инструментом власти, т.к. позволяет его обладателю избежать тех вызовов, перед лицом которых он оказался, прибегая к насилию или богатству.

Оно может быть применено как средство принуждения других вести себя таким образом, чтобы не нарушать личного интереса обладателя знания.

Основное противоречие в управлении обществом: это соотношение между знанием инструментальным и знанием критическим.

Общество, в котором господствуют современные политические технологии, основанные на инструментальном знании, крайне сужает политические свободы граждан

Организаторы политических выборов проводимых по технологиям “паблик рилейшнз”, видят в волеизъявлении граждан управляемое начало. Российская и не только российская электоральная практика показывает, насколько велико это управляемое начало.

Сегодня политическая и бытовая сферы общества стали полем наступления новых информационных технологий, ограничивающих свободу человека.

В основе этих технологий лежат методы пропаганды, манипулирования сознанием, разработки из области психологии восприятия, психолингвистики, нейролингвистического программирования.

Они нацелены на подавление свободы волеизъявления личности в ряде случаев заменяют репрессивный аппарат.

Состояние современного западного общества по версии Ю. Хабермаса:

«Рост инструментального разума достиг критической отметки, переход которой приведет к созданию общества “антиутопии”, в котором нет места арене широкого обсуждения и свободного выбора проблем общественностью, общественные проблемы, подобно техническим, решаются экспертами, использующими инструментально-рациональное знание».

Это путь к новому варианту тоталитарного общества.

В нем присутствуют все атрибуты демократии и свободы человека, но их содержание наполнено инструментально-рациональным знанием, определяющим поведение человека.

Все искусство применения новых информационных технологий состоит в том, что сам человек не чувствует своего порабощения.

“Современный человек,— отмечает Э.Фромм, — живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет; тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном”.

Стандартные цели принимаются за свои соблагодаря всеобъемлющим технологиям, контролирующим все области общественной и социальной жизни.

В неототалитарном обществе: прямое насилие, прямой контроль подменяются властью управляемого общественного мнения, которое превратилось в средство достижения цели.

Господство инструментального знания приводит к непомерно возрастающей роли специалистов в органах представительной власти.

Человек из “народа” чувствует свою беспомощность и уповает на узких “специалистов” в решении общественных проблем.

Общество же подлинной демократии исключает манипулирование личностью.

Противоречие между знанием инструментальным и знанием критическим можно разрешить заменой манипулирования людьми активным и разумным сотрудничеством.

В этом случае структуры “паблик рилейшнз” выполняют роль посредников, заменяющих манипулирование сотрудничеством.

“Паблик рилейшнз” как функция управления должна способствовать установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между властью и общественностью, организацией и общественностью.

Специалисты по “паблик рилейшнз должны обладать социальной ответственностью т.е. контролироваться со стороны общества, а не односторонне на него воздействовать.

Принципы социальной ответственности лидеров и специалистов “паблик рилейшнз”, средств массовой информации, принципы сотрудничества в экономике и бизнесе, в политике и социальной жизни позволят прийти к такой системе социальных отношений между людьми, которая обеспечит подлинную свободу человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: