Общественные связи во всех своих формах — образование, религия, пропаганда, массовая культура, реклама — ныне все более являются источником силы власти.
Тот, кто контролирует знание, умело использует его, получает в свое распоряжение мощный инструмент - и может претендовать на роль лидера.
Дж Оруэлл (1984): «Тот, кто контролирует настоящее – контролирует будущее. Тот, кто контролирует прошлое – контролирует настоящее».
Знание является самым разносторонним инструментом власти, т.к. позволяет его обладателю избежать тех вызовов, перед лицом которых он оказался, прибегая к насилию или богатству.
Оно может быть применено как средство принуждения других вести себя таким образом, чтобы не нарушать личного интереса обладателя знания.
Основное противоречие в управлении обществом: это соотношение между знанием инструментальным и знанием критическим.
Общество, в котором господствуют современные политические технологии, основанные на инструментальном знании, крайне сужает политические свободы граждан
Организаторы политических выборов проводимых по технологиям “паблик рилейшнз”, видят в волеизъявлении граждан управляемое начало. Российская и не только российская электоральная практика показывает, насколько велико это управляемое начало.
Сегодня политическая и бытовая сферы общества стали полем наступления новых информационных технологий, ограничивающих свободу человека.
В основе этих технологий лежат методы пропаганды, манипулирования сознанием, разработки из области психологии восприятия, психолингвистики, нейролингвистического программирования.
Они нацелены на подавление свободы волеизъявления личности в ряде случаев заменяют репрессивный аппарат.
Состояние современного западного общества по версии Ю. Хабермаса:
«Рост инструментального разума достиг критической отметки, переход которой приведет к созданию общества “антиутопии”, в котором нет места арене широкого обсуждения и свободного выбора проблем общественностью, общественные проблемы, подобно техническим, решаются экспертами, использующими инструментально-рациональное знание».
Это путь к новому варианту тоталитарного общества.
В нем присутствуют все атрибуты демократии и свободы человека, но их содержание наполнено инструментально-рациональным знанием, определяющим поведение человека.
Все искусство применения новых информационных технологий состоит в том, что сам человек не чувствует своего порабощения.
“Современный человек,— отмечает Э.Фромм, — живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет; тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном”.
Стандартные цели принимаются за свои соблагодаря всеобъемлющим технологиям, контролирующим все области общественной и социальной жизни.
В неототалитарном обществе: прямое насилие, прямой контроль подменяются властью управляемого общественного мнения, которое превратилось в средство достижения цели.
Господство инструментального знания приводит к непомерно возрастающей роли специалистов в органах представительной власти.
Человек из “народа” чувствует свою беспомощность и уповает на узких “специалистов” в решении общественных проблем.
Общество же подлинной демократии исключает манипулирование личностью.
Противоречие между знанием инструментальным и знанием критическим можно разрешить заменой манипулирования людьми активным и разумным сотрудничеством.
В этом случае структуры “паблик рилейшнз” выполняют роль посредников, заменяющих манипулирование сотрудничеством.
“Паблик рилейшнз” как функция управления должна способствовать установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между властью и общественностью, организацией и общественностью.
Специалисты по “паблик рилейшнз должны обладать социальной ответственностью т.е. контролироваться со стороны общества, а не односторонне на него воздействовать.
Принципы социальной ответственности лидеров и специалистов “паблик рилейшнз”, средств массовой информации, принципы сотрудничества в экономике и бизнесе, в политике и социальной жизни позволят прийти к такой системе социальных отношений между людьми, которая обеспечит подлинную свободу человеку.