Общественные связи в постиндустриальном обществе (концепция, функции, структура).
Природа общественных отношений. Общественные связи как инструмент управления общественными отношениями.
В социальную философию прочно вошло понятие общественных отношений.
Общественные отношения это - это исторически конкретный способ соединения социальных групп, человеческих общностей в процессе их жизнедеятельности.
Общественные отношения проявляются - в их потребностях и интересах, как движущих силах общественного развития.
В любом обществе складывается система общественных отношений.
Система общественных отношений это - отношения собственности, подразумевающие первенство частной или государственной собственности, либо отношения определенного равновесия между этими видами собственности.
В системе общественных отношений присутствует и такой их вид как социальные отношения – они отражаются в социальной политике общества, в центре которой — благосостояние народа, забота о его здоровье, образовании, труде, отдыхе, удовлетворении потребностей.
Социальная политика реализуется через отношения классов, социальных групп, города и деревни, отношения между обществом и личностью, национальные и семейные отношения.
Взаимосвязанные сферы жизнедеятельности людей и определяют в целом развитие общественных отношений, диктуют конкретный тип общественных связей.
Тип общественных связей обусловлен характером общества — либерально-демократического, авторитарного, тоталитарного. В каждом из этих обществ существует свой тип взаимодействия людей в процессе их деятельности, свои ценности, которые определяют это взаимодействие.
Управление общественными отношениями, то есть управление взаимодействием социальных групп в процессе их деятельности, достигается социальным регулированием. В качестве инструмента этого регулирования выступают общественные связи.
В общем виде система общественных связей выступает как процесс социальной коммуникации.
Общественных связи регулируют - взаимоотношения человека и собственности, человека и политической системы, человека и социальной сферы, человека и системы образования и культуры, политическая, экономическая, конкурентная борьба.
Существуют две концепции общественных связей.
1. Концепция информационного обмена взаимодействующих систем Т.Парсонса (американского социолога-теоретика).
2. Концепции социального действия немецкого философа Ю.Хабермаса.
Ключевая идея Т.Парсонса:
Социальный процесс - это процесс движения информации. Процесс передачи информации непосредственно “завязан” на развитие социальных отношений, на устойчивость общества.
Катализатор социальных процессов по Парсонсу — информационный обмен взаимодействующих систем и подсистем общества.
Любая система общества контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии.
Минусы теории Парсонса: его теория дает статическую картину состояния общества. Она бессильна в анализе общественных противоречий, социальных изменений, сводит социальную жизнь к кибернетической иерархии.
Теория Ю. Хабермаса:
Хабермас рассматривает общество как продукт человеческого взаимодействия. В его теории 4 типа социальных действий - стратегическое, нормативное, драматургическое, коммуникативное.
1. Стратегическое действие по Хабермасу — это действие, управляемое эгоистическими целями. Субъект действия выбирает самое эффективное средство получения желаемого. Другие действующие лица – это либо средства, либо препятствия на пути к цели. Стратегическое действие – это основа для конкурентной борьбы.
2. Нормативное действие - социальное действие, цель которого - создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение поведения власти, организации, разделяемым ценностям и нормам.
3. Драматургическое действие - “представление самого себя” или создание публичного имиджа. Теория драматургического действия создает предпосылки для его разработки.
4. Коммуникативное действие – свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Если цель соглашения эгоистична - то координация усилий, по Хабермасу, включает только расчет на использование других лиц.
Хабермас, приходит к выводу, что современное общество сместило акценты с экономической на другие сферы системы (культурную, коммуникационную).
Современное общество становится информационным обществом, оставляя в истории эпохи индустриальные и постиндустриальные.
Информационное общество отличает 1) возрастающее значение средств массовой информации (СМИ); 2) возрастающая информированность населения; 3) наличие тех. средств, делающих информацию доступной.
В наст. время движущая сила всех социальных изменений – это информационные технологии.
Если в прошлые века власть больше опиралась на насилие, то ныне насилию найдена замена - в культуре влияния на человека, в развитии общественных связей.
Сбор, накопление и анализ информации, свободное ее обращение в обществе, включенность в систему образования широких слоев населения, интенсивное развитие СМИ - все это становится непременными атрибутами власти.
Сила любой власти в XXI веке будет определяться не мощью репрессивного аппарата, а широтой распространения технологий отношений с общественностью.
Итак, общественные связи — это система реализации взаимной потребности всех частей социума, система влияния на человека, на классы социальные слои, с целью обеспечения их взаимодействия.
От общественных связей зависит характер регулирования отношений между властью бизнесом, культурой и обществом. Он может быть эволюционным, взаимно учитывающим интересы сторон, компромиссным, а может быть революционным,, подавляющим (в случае превалирования пропаганды).
Общественные связи имеют следующее назначение:
Концепция социального действия - ключевых вопросов современной политологии.
Любое социальное действие включает в себя:
1) Действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.
Социальная зависимость - производная от социальных действий.
С.З. - социальное отношение, при котором соц. система не может совершить необходимые для нее соц. действия, если другая система не совершит своих действий.
При этом вторая система – доминирующая, первая — зависимая.
Ни одна социальная система не способна осуществить социальные действия без информационного обмена и общественных связей.