Российская информационная специфика

Постнеклассическая (диалоговая).

Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание.

И модели управления ими.

Информационные процессы в обществе

Лекция № 3.

1. Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание.

2. Методы информационного моделирования и управления.

В теории журналистики известны “четыре теории прессы”. Это авторитарная теория; либертаристская теория (в ее основе — философия свободы воли, где человек — самоцель); теория социальной ответственности и советская коммунистическая теория прессы'.

На их основе, созданы три модели информационного воздействия на массовое сознание:

1. Классическая (тоталитарная); 2. Неклассическая (манипулятивная);

При первой модели: читатель, зритель, выступает не более, чем объект воздействия. Информационный процесс организовывается по принципу “вбивания гвоздей” (идей) в массовое сознание. Это однонаправленный процесс информационного воздействия, без обратной связи с аудиторией. Даже когда она возникает, то ее характер можно определить как “одобрение”.

Примером господствования данной модели является “эпоха сталинизма”.

При второй модели: субъект-объектные отношения дополняются субъект-субъектными. Здесь действуют свобода слова, мнений, истинная критика властей и всех “кого угодно”. Осуществляется активная «обратная связь» на фоне противостояния политиков, их борьбы за общественное мнение.

Но при этом данная модель информационного воздействия часто приобретает манипулятивный характер. Объектом манипулирования при этом является общественное сознание. Наибольший же эффект достигается при непосредственном воздействии на психику людей.

Однако понятие “манипулирование”, наряду с отрицательным, имеет и положительный смысл — конструктивный, направленный на достижение цели в интересах народа и государства (т.е. здесь допускается, что цель может оправдывать применяемые средства).

Например, в случае сокрытия неких фактов, могущих повлиять на безопасность государства.

Средством и объектом манипулирования часто выступает миф. “ Миф — это обобщенное представление о действительности, сочетающее в себе нравственные, этические и психологические представления, реальность с мистикой.

Такое “представление в значительной степени иллюзорное. Но в силу своей эстетической, художественной, политической или социальной привлекательности оно оказывает большое воздействие на массовое сознание.

Он может иметь и положительное, и отрицательное воздействие на социум. Миф способен поднять массы на конструктивные действия. Но может нести разрушительный смысл.

Когда он направлен на достижение корыстных интересов отдельных политиков, олигархов, кланов, групп и группировок, то забываются или принижаются, ущемляются интересы граждан и государства.

Манипулятивная модель информационного воздействия доминировала в России практически все 90-е годы. Народу давались постоянные обещания о скором процветании общества за счет эффектов рынка – как оказалось мифических.

Под эгидой мифов за годы реформ осуществлялось много негативных информационных процессов. Например - информационные потоки в период, предшествующий дефолту в августе 1998 года. Почти накануне Президент убеждает по телевидению народ, что с экономикой и финансами у нас все нормально.

Одно из негативных следствий такой информационной политики – существенно страдает имидж СМИ, так как в массовой психике срабатывает механизм «трансферта» - т.е перенесение негативного отношение к власти на средства массовой информации, которые обслуживают определенные властные группировки.

Однако, миф нельзя сводить к простому обману. Иногда процесс манипулирования развивается не по факту злого умысла, а по причине искренней веры его организаторов в ту или иную идею

Третья модель информационного воздействия: Диалоговая модель - считается самой прогрессивной. В ее основе лежат равноправные субъект-субъектные отношения или отношения социального партнерства.

При этом издатель или ведущий телепередачи с одной стороны, и читатель, слушатель, с другой это участники равноправного диалога, публичной дискуссии.

Информационные процессы в данном случае существенно усложняются в плане концепции, замысла СМИ, производства и восприятия информации

Примеры: разного рода общественные программы не телевидении, прямое общение с читателями крупнейший газет.

В данной модели: диалог властей всех уровней с народом в средствах массовой информации должен быть постоянным, максимально открытым.

В российском информационном поле, за небольшим исключением, по прежнему отсутствует диалог государства с гражданским обществом. Это один из факторов сохраняющегося недоверия населения страны к власти.

В последнее время диалоговая модель информационной политики начинает восстанавливаться — благодаря постоянному освещению в СМИ активной деятельности Президента РФ. Диалог властей всех уровней с народом в средствах массовой информации должен быть постоянным, более открытым и полным.

Создание условий для такого диалога - залог формирования эффективной государственной информационной политики.

Резюме: Разделение информационного воздействия на модели относительно. На практике, как правило, применяются либо ярко выраженные тоталитарные модели, либо манипулятивные, или же пограничные и смешанные. (у нас смесь тоталитарной с манипулятивной).

Сегодня пресса, как печатная, так и электронная, утрачивает, причем по собственной инициативе, функцию защиты интересов всего социума — главную для общества. Российские частные, да и многие государственные СМИ продолжают отражать интересы политических и экономических элит. Яркий пример: Вспомним, как “вбивалась” в наше массовое сознание идея монетаризма без разъяснения ее ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: