Обеспечению занятости населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Основные направления этой политики следующие:
1. предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
3. соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
4. социальная защита в области занятости;
5. сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
6. координация деятельности в области занятости с другими направлениями Экономической и социальной политики;
|
|
7. поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
8. международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.
Уже разработан ряд программ по конкретизации этих направлений государственной политики. На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения представлены Федеральной службой занятости населения России. Действуют также республиканские в составе РФ службы занятости и центры занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах, в Москве и Санкт-Петербурге, центры занятости населения в районах и городах.
В обязанности служб занятости входит:
1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,
2. информация о состоянии рынка труда;
3. учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
4. консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
5. оказание услуг по трудоустройству;
6. регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;
7. организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;
8. организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Службы занятости имеют право:
1. запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
|
|
2. направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
3. направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
4. оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
5. выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.
Можно выделить три канала трудоустройства:
ü коммерческая служба занятости
ü государственная служба занятости
ü через Internet.
ü Из Федерального "Закона о занятости".
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
ü разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
ü правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости насе-ления;
ü разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
ü создание федеральной государственной службы заня-тости населения.
Федеральная государственная служба занятости:
1. Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятель-ность которой направлена на:
Ø оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
Ø разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
Ø содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
Ø организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
Ø осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориаль-ные органы.
2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
|
|
3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою дея-тельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Феде-рации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
5. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.