Понятие, предмет и метод и система экологического права

Экологическое право и его роль в жизни общества

ТЕМА 11. Экологическое право

Государственная тайна. Служебная тайна. Коммерческая тайна

Государственная тайна защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Служебная тайна сведения, доступ к которым ограничен госорганами.

Коммерческая тайна конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, ко-

гда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защи-

щается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договор у, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

1. Понятие, предмет и метод и система экологического права. Основные принципы экологического права. Источники и задачи экологического права.

2. Экологические права и обязанности в Российской Федерации.

3. Экологическая ответственность: понятие, формы и виды.

Основные принципы экологического права. Источники и задачи экологического права

Для возникновения самостоятельной отрасли права в системе права необ-

ходимы как минимум три условия: 1) государственный интерес в создании такой отрасли; 2) специфика регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования; 3) наличие либо потребность в особых источниках права.

Государственный интерес в формировании ЭП, т.е. в переходе к нем у от права природоресурсного, выражается в том, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный порядок без дополнительных правовых усилий, и эти усилия должны носить характер не частных усовершенствований, а радикально изменить всю систему правового регулирования.

Природоохранительное право сложилось позже др угих отраслей, постепенно обособившись от земельного, в рамках которого и появились его нормы. Однако новая отрасль возникла как одна из ведущих отраслей права с присущими ей специфическими контрольно-регулятивными, надзорными функциями.

Система ЭП есть последствие негативных процессов развития цивилиза-

ции. В нем сконцентрирована совокупность отношений в системе: природа — общество — государство. Поэтому оно является отраслью права особого рода, несущей вместе со специальными и генеральную функцию: быть предпосылкой правового регулирования в любой области.

К основным функциям отрасли ЭП относятся:

установление экологической правосубъектности;

установление режима (состояния) неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер (кадастров);

контроль за состоянием ОС и регулирование деятельности по прогнози-

рованию ее состояния;

лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах;

регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов;

регулирование ответственности за нарушение естественного состояния

ОС.

Таким образом, экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения ОС в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение ЭП базируется в основном на положениях ст. 1 Закона ООПС.

ЭП как комплексная отрасль права содержит систему правовых норм, ре-

гулир ующих общественные отношения по:

изучению, сохранению и воспроизводству ОС, включая предупреждение и устранение последствий негативной хозяйственной деятельности человека (природоохранительное право);

рациональному использованию природных ресурсов, удовлетворению

потребностей и соблюдению ЭП природопользователями (объединяет нормы таких самостоятельных природоресурсовых отраслей права, как земельное, водное, лесное, недренное (горное) и др.), а также включающая экологизированные нормы других отраслей права (гражданского, уголовного, административного).

Предметом ЭП являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения ОС, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Специфика метода обусловлена спецификой предмета ЭП, поэтому ком-

плекс экологических общественных отношений, составляющих предмет ЭП, выражен в комбинации методов их правового регулирования.

Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования. Для преодоления этого отрыва, который, к сожалению, имеется в природно-ресурсном праве, регулирующем общественные отношения по использованию природных объектов преимущественно с позиций экономических интересов, в ЭП ведущее место играет установление такого порядка использования ОС, которое не наносило бы ей вреда, т.е. было направлено на гармонизацию отношений общества и природы.

Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в праворегулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности всей системы, но в то же время учитываются особенности самого объекта.

В ЭП применяется два основных метода: публично-правовой (админист-

ративно-право вой) и частноправовой (гражданско-правовой):

Публично-правовой метод основан на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписаний, дозволений, запретов, обеспечивающих их исполнение путем государственного принуждения к должному поведению.

Частноправовой метод исходит из равноправия и независимости сторон отношений.

Принципы — это руководящие начала отрасли права, определяющие направленность и основные черты ее развития, своего рода «микросхема». Всем принципам присущ ряд общих черт — они являются объективно обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории.

В экологическом законодательстве выделяются следующие принципы:

принцип собственности как неотъемлемое право субъектов;

принцип общегосударственного управления ПР, устанавливающий общегосударственные интересы над ведомственными;

принцип строгого целевого использования природных объектов;

принцип рационального и эффективного использования природных объектов;

принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании при-

родных объектов;

принцип комплексного подхода в ПР, выражающийся в том, что при использовании любого природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными объектами и ОС в целом.

Эколого-правовые нормы, институты и ЭП как отрасль в совокупности образуют содержание эколого-правового регулирования. В любом правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон, адекватно регулирующий экологические права человека и гражданина, обеспечивающий механизм их защиты, а также формирующий общественные отношения собственности на природные ресурсы, содержащий правовые нормы по ПР и ООС, по пресечению и профилактике правонарушений в этой области. Для того чтобы это содержание реализовывалось на практике, необходимо придать ему эффективную форму. Такой формой и являются источники ЭП.

Источники ЭП представляют собой правовые акты, содержащие экологоправовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

иметь объективно выраженную форму — форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;

издаваться уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на их принятие;

иметь форму, которая определена законом;

наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником ЭП, он должен быть принят с соблюдением установленной процессуальной процедуры нормотворчества.

ИСТОЧНИКИ ЭП можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативные правовые акты:

законы как источники ЭП представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти России и субъектов Федерации — Федеральным Собранием РФ и законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и СанктПетербурга;

подзаконные нормативные правовые акты как источники ЭП представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РФ, Пра-

вительством РФ, а также министерствами и ведомствами как России, так и субъектов Федерации, органами государственной власти муниципальных образований, иными органами и должностными лицами, имеющими право на их принятие.

По предмету правового регулирования источники ЭП делятся на всеобщие, общие и специальные:

всеобщие — это Конституция РФ, УК, КоАП и т.п., т.е. нормативные правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны ОС и рационального ПР;

общие — это нормативные правовые акты, содержащие предписания, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Закон ООПС, Закон об экологической экспертизе и др.);

к специальным относятся нормативные правовые акты, содержащие положения, регулирующие отдельный вид экологических отношений (законы о геодезии и картографии, о недрах и др.).

По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные:

материальные имеют предметом своего регулирования экологические

общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны;

процессуальные в отличие от материальных направлены на процедур у обеспечения ООС, рациональное использование природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.

По способу систематизации источники ЭП делятся на кодифицированные

и некодифицированные:

к кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности систематизирован нормативный материал, в результате чего акты приведены в соответствие с системой регулируемых общественных отношений. Такие нормативные правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются приоритетными в той или иной отрасли права;

некодифицированные регулируют отдельные сферы ООС и составляют большинство эколого-правовых нормативных актов. Систематизация таких нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т.е. объединения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения формы самих нормативных правовых актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: