Проведение научного исследования

Технология обучения магистров в техническом вузе

Понятие “технология обучения” на сегодняшний день не является общепринятой в традиционной педагогике. В толковом словаре В. Даля есть следующее определение: “Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу”.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных систем. В технологии обучения содержание. Методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

o выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

o выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у инженеров в процессе преподавания технической дисциплины;

o выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

o разработка технологии обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

o цели обучения;

o содержание обучения;

o средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса;

o студент, преподаватель;

o результат деятельности (в том числе и уровень профессиональной подготовки).

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

Магистратура является формой подготовки магистров, т.е. специалистов, подготовленных к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Магистры – это специалисты, обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творчества, а также знакомые с современными информационными технологиями и методами получения, обработки и хранения научной информации. Другими словами, магистры умеют:

o формулировать задачи исследования;

o формировать план исследования;

o вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

o выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

o обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

o представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

При очной форме подготовки магистров срок их обучения составляет не менее 6 лет по любому из направлений высшего образования и состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее чем двухлетней, ориентированной на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность специализированной подготовки. Таким образом, шестилетняя программа подготовки магистров включает как составную часть четырехлетнюю программу подготовки бакалавров, которая содержит необходимый минимум фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин. Создавая тем самым условия для достижения университетского уровня образованности в соответствующем образовательном направлении.

Разработанные государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистров обеспечивают большую индивидуализацию в обучении, предоставляя возможность вузам определять около 80% содержания двухлетней программы специализированной подготовки.

Правом обучения по программе магистра обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных программ высшего образования и имеющие диплом о высшем образовании.

В тех случаях, когда в магистратуру поступают лица, имеющие диплом бакалавра по соответствующему направлению, условия приема и перечень вступительных контрольных испытаний (собеседование, тестирование, экзамены) устанавливает вуз, которому предоставлено право подготовки магистров. Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению, устанавливается обязательный экзамен в объеме требований, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бакалавра по соответствующему направлению магистратуры.

Обучение в магистратуре проводится в соответствии с индивидуальным планом студента.

Индивидуальный план является основным руководящим документом, который определяет специализацию, содержание, объем, сроки обучения студента в магистратуре и формы его аттестации. В нем формулируется тема магистерской диссертации.

Наука и ее “алгоритм” Hayка является не конгломератом, а системой. Поэтому независимо от содержания, области деятельности и личных склонностей исследователя процесс научного исследования всегда, проходит вполне определенные этапы. В этом смысле можно говорить об алгоритме научного исследования. Он наглядно может быть представлен на рис. 3. Рассмотрим сначала сущность каждого этапа, а затем пути его осуществления в процессе исследования. 1. Объект. Имеется в виду выбор объекта,при выборе которого следует иметь в виду ограничение времени. Любое исследование, особенно прикладное, должно завершиться на определенном уровне в ограниченный срок. Это особенно относится к диссертациям, подготавливаемым через аспирантуру. Конечность срока исследования накладывает значительные ограничения на выбор объекта. 2. Задача. Имеется в виду выбор задачи. Число различных задач, которые можно выделить даже на уже избранном объекте исследования, практически не ограничено. Однако полезно понимать, что существует четыре типа фундаментальных задач. Таким образом, любой объект исследования (рис. 4) имеет “входы” (X1, Х2, Х3,..., ХN), “выходы” (Y1, Y2, Y3,...,,..., YM), внешние воздействия (T1, Т2, Т3,..., Тк) (не подвластные экспериментатору) и, наконец, правило F преобразования входных величин в выходные. Обозначив соответствующие совокупности через X, Y, T работу любого объекта можно записать в виде: Y=F(X, T). Рис. 4

Теперь можно определить четыре основные задачи при исследовании любого объекта.

В задаче анализа даны входные воздействия и правило их переработки F (устройство объекта). Необходимо найти выходной результат Y. Исторически именно задачи анализа были первыми на большинстве объектов исследования.

В задаче синтеза необходимо определить F и структуру объекта.

B задаче коррекции даны X и требуемые “выходы” Y. Необходимо определить требующиеся входные воздействия X(обычно требуется определить только некоторые поправки к X, отсюда и название задачи).

В трех указанных задачах внешние неконтролируемые факторы T (например, температура, влажность и другие) считались постоянными. Однако их практическое изменение может внести существенные поправки в результат работы объекта. Поэтому задача устойчивости состоит в определении работоспособности системы в реальных условиях.

3. Модель. Объекты природы слишком сложны, чтобы производить на них непосредственно теоретические или экспериментальные исследования. Наука работает не с объектами, а с их моделями, и лишь результаты ее проверяются на объектах.

Важно осознать, что модель всегда есть избранный нами способ “замены” объекта исследования. Иногда эта замена состоит в переходе к аналитическому упрощенному описанию объекта, т. е. к замене объекта некоторой информацией о нем. Иногда объект заменяется другим объектом той же или другой природы.

Выбор модели — одна из фундаментальных трудностей научного исследования. Ясно, что модель должна быть адекватна задаче, которая поставлена на объекте. Адекватность означает в данном случае необходимость удержать в модели качества объекта, существенные для поставленной задачи.

4. Формулировка задачи. Сформулировать или поставить задачу - значит строго определить систему количественных взаимосвязей между заданными и искомыми переменными. При этом некоторые взаимосвязи, вид которых не ясен, допустимо обозначать условными знаками в виде функций и функционалов.

Правильно и строго сформулированная задача не допускает двусмысленности в толковании того, что задано или считается известным, что требуется отыскать, в чем состоят ограничения, которые на практике всегда существуют.

Постановка задачи относится поэтому в определенном смысле к самым сложным этапам алгоритма научного исследования, ибо она требует глубоких знаний в изучаемой области.

5. Решение. Решение задачи состоит в раскрытии взаимосвязей переменных, которые на этапе постановки были обозначены неопределенными зависимостями F, f,  (), а также фактическом решении системы уравнений (соотношений), полученных на этапе постановки.

6. Экспериментальная проверка. Необходимость экспериментальной проверки результатов теоретического исследования вытекает из основного положения, согласно которому критерием истины является общественная практика. Необходимость ее тем больше, чем новее решаемая задача, чем более трудоемкой она является (по объему затрат ресурсов) и чем опаснее последствия от неверного решения задачи. Трудоемкость и ответственность экспериментальной проверки или самостоятельных исследований привели в настоящее время к созданию отдельного научного направления - теории эксперимента.

Экспериментальная проверка может дать два принципиально различных результата.

В первом случае результаты эксперимента подтверждают теорию с достаточной для практики точностью. Исследование при этом может считаться законченным, а его результаты - передаваться для использования.

Во втором случае может иметь место неприемлемое расхождение. При этом необходимо повторить цикл исследования, отраженный на рис. 3 стрелкой, по этапу уточнения модели. Важно осознать, что наличие цикла (который иногда придется пройти несколько раз) является не результатом недостаточных возможностей науки, но следует из ее существа. Наука проверяет гипотезы, т. е. предположения, которые заранее не ясны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: