Применение информационно-коммуникационных технологий в

Непрерывная информационная подготовка– процесс и результат непрерывного формирования совокупности когнитивных, личностных качеств, специальных знаний, умений и навыков, позволяющих специалисту ориентироваться в информационных потоках, адекватно воспринимать и использовать, а также вырабатывать профессионально значимую информацию на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий. Образовательные ступени непрерывной информационной подготовки представляют следующую последовательность.

Информатизации системы непрерывной подготовки специалистов.

Понятийно-терминологический аппарат

Ступень I - достижения элементарной и функциональной грамотности в области использования информационных технологий, когда на доступном, минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего образования.

Ступень II - достижения общего (базового) уровня, на которой человек приобретает необходимые и достаточные знания в области информационных технологий и овладевает наиболее общими способами деятельности, направленными на преобразование тех или иных объектов действительности.

Ступень III - профессиональной компетентности в области использования информационных технологий, связанной с формированием на базе общего (базового) уровня таких профессионально значимых качеств в области использования информационных технологий, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности. Данный уровень может быть реализован поэтапно: элементарной, функциональной, системной профессиональной компетентности.

Ступень IV - овладения информационной культурой, когда человек не только осознает материальные и духовные ценности предшествующего поколения, но и способен оценивать свой личный вклад в культурообразующий процесс.

Ступень V - формирования индивидуального информационнного менталитета личности - устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, способности самореализации в современной информационной среде.

Индивидуальный информационный менталитет личности - устойчивые, глубинные основания восприятия информации, мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойства уникальной неповторимости и способности самореализации в современной информационной среде, способности изменять окружающую информационную среду.

Актуализация готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды- это процесс перехода имеющихся знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления этой деятельности из потенциального состояния в актуальную деятельность, сопровождающийся изменением внутреннего мира личности на основе целесообразной системы педагогических влияний и условий жизнедеятельности на основе функционирования профессионально ориентированной информационно-учебной среды, соответствующей уровню информатизации социума.

Уточненные в контексте информатизации системы непрерывной подготовки специалистов понятия приведены ниже.

Информационная культура специалиста – составляющая общей культуры человека, включающая совокупность знаний, умений навыков, необходимых для целенаправленной работы с информацией и использования для ее получения, обработки, передачи современные средства информационно-коммуникационных технологий; осознание материальных и духовных ценностей предшествующего поколения по информатизации общества, способность преобразовывать окружающую профессиональную информационную среду и оценивать свой личный вклад в культурообразующий процесс.

Профессионально ориентированная информационно-учебная среда - совокупность 1) средств и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной и профессионально ориентированной информации, средств представления знаний; 2) условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемыми, преподавателями и средствами информационно-коммуникационных технологий, а также формированию познавательной активности обучаемых, при условии наполнения компонентов среды предметным профессионально ориентированным содержанием. Предназначена для: развития у обучаемых способностей к творческой деятельности; создания условий для самостоятельного извлечения учебных и профессионально ориентированных знаний и их усвоения; обеспечения автоматизации обработки результатов обучения; устранения нежелательных последствий общения обучаемого со средствами информационно-коммуникационных технологий и другое.

Конкретизированные нами понятия представлены в виде следующей последовательности.

Компьютеризация системы непрерывной подготовки специалистов - обеспечение и развитие материально-технической базы компьютеров образовательных заведений допрофессиональной подготовки, профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Средства информационно-коммуникационных технологий - программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники и систем транслирования информации, систем информационного обмена и доступа к информационным

ресурсам компьютерных сетей, обеспечивающие доступ к информации, ее обработку, сбор, накопление, передачу и хранение. Их использование в СНПС создает необходимые условия формирования непрерывной информационной подготовки и предпосылки интенсификации учебного процесса: незамедлительную обратную связь; компьютерную визуализацию учебной информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработку результатов учебного эксперимента; автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля результатов управления.

Информатика - наука, занимающаяся изучением закономерностей, методов и способов формирования, накопления, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, решением проблем создания, внедрения и использования современных средств информационно-коммуникационных технологий.

Педагогическая информационная технология – 1) технологии обучения и воспитания, основанные на применении информационно-коммуникационной техники и специального программного, информационного и методического обеспечения;

2) целостный интегративный процесс обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Готовность к тому или иному виду информационной деятельности - это целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, необходимые для выполнения профессиональной деятельности и жизнедеятельности в условиях информатизации, а также включающее установки, настроенность на определенное поведение. Такая готовность достигается в ходе морально-психологической, профессиональной и физической подготовки, является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями деятельности, профессии в условиях современной информационной среды.

Компьютерный тренажер – программно-аппаратное средство обучения, используемое при подготовке специалиста, позволяющее имитировать условия профессиональной деятельности в учебном процессе. С применением тренажеров проводятся упражнения по обработке профессиональных навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной обстановке.

Экспертно - обучающая профессионально ориентированная система (ЭОПОС) - программа, которая на основе знаний эксперта конкретной области профессиональной деятельности, диагностики знаний обучаемых, управления учением, реализует ту или иную педагогическую цель. В составе ЭОПОС выделяют три основных модуля: 1) модуль управления обучением; 2) модуль-эксперт в изучаемой профессиональной области; 3) модуль анализа ошибок обучаемого. Кроме того, что каждый модуль содержит свою базу знаний, в состав ЭОПОС включается общая база знаний, которая используется всеми модулями и помогает им работать согласованно. В базу знаний должны входить конкретные знания из предметных областей профессиональной деятельности, по методике обучения и диагностике ошибок обучаемого, - овладение обучаемыми знаниями, умениями, навыками. Обучение в ведется в форме диалога, в процессе которого система и обучаемый обмениваются сообщениями. ЭОПОС должна: 1) давать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы обучаемого; 2) объяснять свои выводы и заключения; 3) быть предназначена не столько для подачи учебного материала вообще, сколько для выбора ответа на вопрос и вариантов решения некоторой профессионально ориентированной задачи.

Мультимедиа технологии - способ и средства передачи информации пользователю, при котором используется несколько сред: компьютерная графика, фотография, фрагменты видео, текст, звуковое сопровождение. При этом человек воспринимает информацию сразу несколькими органами чувств параллельно.

Компьютерная дидактическая игра - некая модель действительности, реализованная на компьютере, воспроизводящая жизненную, профессиональную или учебную ситуацию, построенная на учебном материале с учетом ограничений (правил) и преследующая педагогические цели.

Компьютерный учебник - средство, обеспечивающее достижение комплексной цели обучения во взаимодействии обучаемого с компьютером под управлением преподавателя. Основу компьютерного учебника составляет учебный материал и программное обеспечение, реализующее необходимые функции обучения.

Автоматизированный педагогический тест - это совокупность взаимосвязанных заданий стандартизированной формы, реализованных с помощью компьютерных технологий, позволяющих надежно оценить знания, умения и другие, интересующие педагога, характеристики обучаемых по результату выполнения заданий. Включает эталоны ответов, которые являются образцом последовательного и правильного выполнения задания.

Автоматизированная обучающая система (АОС) – система программного обеспечения компьютера, предназначенная для разработки программ для обучения, сбора и обработки результатов обучения.

Программированное обучение – обучение по специальной программе, предусматривающей выполнение следующих принципов: деление материала на связанные между собой порции; активизация деятельности обучаемых, изучающих программированный материал; немедленная оценка каждого ответа обучаемого; индивидуализация темпа в содержании обучения.

Компьютерная грамотность специалиста – системная совокупность знаний и умений, необходимая человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в компьютеризированном обществе, использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда.

База данных - это совокупность наборов данных, объединенных с целью создания информационной модели объекта, используемой при обработке информации. Базы данных, используемые в учебном процессе, можно классифицировать следующим образом: библиографические, проблемно-ориентированные, фактографические.

Таблица..

Соотношение ступеней информационной подготовки специалистов с этапами подготовки специалистов в системе непрерывного образования.

Ступени информационной подготовки Уровни образования Этапы подготовки Специалистов
Ступень I Элементарной и фун-кциональной инфор-мационной грамот-ности. Дошкольный и младший школьный Общеобразовате-льная подготовка
Ступень II. Общий базовый уровень. Базовый школьный (среднее или старшее звено) Допрофессиональ-ная подготовка
Ступень III. Профессиональной компетентности в области использова-ния информационно-коммуникационных технологий 1. Элементарной 2. Функциональной 3. Системной Школьный (старшее звено) Бакалавриат Магистратура (или специалист в моноуровневой системе) Профессиональная подготовка
Ступень IV Информационной культуры Ступень V Индивидуального информационного менталитета Повышение профессиональной квалификации Профессиональное совершенствование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: