Рациональный режим дня и объем двигательной активности учащихся

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена включает в себя общие гигиениче­ские правила: правильное чередование умственного и физического труда и активного отдыха, занятия физ­культурой, регулярные приемы полноценной пищи, полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиени­ческие требования по уходу за телом и полостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тренированность.

Большое значение для здоровья имеет гигиена заня­тий физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на орга­низм человека.

Гигиенические нормы и правила широко использу­ются в практике физического воспитания, в том числе и в профессионально-технических училищах.

В конечном итоге гигиенические мероприятия и занятия физической культурой преследуют общие цели: укрепление здоровья, повышение закаленности, ум­ственной и физической работоспособности, повышение готовности учащихся к высокопроизводительному тру­ду и защите Родины.

В понятие рационального суточного режима входят оптимальная длительность, организация и распределе­ние в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи учащихся, соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим требованиям. Эти требования обоснованы, исходя из анатомо-физиологических особенностей растущего ор­ганизма, законов высшей нервной деятельности.

Режим понимается как система условно-рефлекторных реакций, действующих по типу динами­ческого стереотипа. Выработка его для нервной систе­мы - сложная задача. Поэтому привыкание к новому режиму происходит постепенно, в течение определенно­го времени. Перестройка режима также трудна для организма. Отсюда одно из правил гигиенического суточного режима - строгое его выполнение, недопу­стимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения, к новому объему и характеру двигательной активности. Все виды деятельности и отдыха учащихся, включаемые в режим, должны быть посильными, а отдых обеспечивать полное восстановле­ние. Рациональный распорядок дня также позволяет лучше планировать свое время, приучает к сознатель­ной дисциплине.

Известно, что активность организма человека рит­мически изменяется. Ритмы функционирования орга­низма, получившие название биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом является суточ­ный (или циркадный), период которого равен 24 часам. Ночью снижаются показатели обменных процессов, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, температу­ры тела. Днем увеличивается интенсивность обмена веществ, двигательная активность и связанная с ней работа сердца и дыхания.

На протяжении дня работоспособность также рит­мически изменяется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает наиболее высокого уровня в 10 - 13 часов, а затем понижается к 14 часам. После этого начинается вторая волна повышения работоспо­собности, которая после 20 часов постепенно снижает­ся.

Под двигательной активностью (ДА) понимается общий объем физических нагрузок в процессе жизнеде­ятельности. Двигательная активность определяется ха­рактером труда, условиями быта и особенно занятиями физическими упражнениями.

Двигательная активность существенно влияет на развитие организма подростков. Так, в зависимости от величины физической нагрузки наблюдается или стиму­ляция развития, или его угнетение. При очень низкой ДА дефицит вдвижениях приводит к нарушениям здоровья.

Недостаточная двигательная активность сказывает­ся на многих функциях растущего организма. С выра­женным недостатком движений (гипокинезией) связыва­ется распространение функциональных отклонений со стороны сердечно - сосудистой и нервной систем. Чрез­мерная двигательная активность (гипердинамия) снижа­ет защитные силы организма, приводит к перенапряже­нию сердечно - сосудистой системы.

Оптимальный уровень ДА — необходимое условие сох­ранения высокой работоспособности и укрепления здо­ровья учащихся, развития физических и психических качеств, нужных для овладения профессиональным ма­стерством.

Следует указать на очень важное значение двига­тельного режима для учащихся в зимний период.

Оптимальная доза ДА должна определяться в каж­дом конкретном случае и зависит от пола, возраста, профиля училища и др. Гигиенически обоснованная норма ДА прежде всего принимает во внимание укреп­ление здоровья и всестороннее гармоническое развитие всего организма. Это достигается при довольно боль­шом объеме ДА — энерготратами как минимум 2,5 тыс. ккал в сутки.

Исследование двигательного режима учащихся показало, что, несмотря на возрастающую у них физическую нагрузку в связи с увеличением часов на производственное обучение, двигательная активность в целом остается недостаточной — с энерготратами у не­которых учащихся в пределах 600 ккал.

Каким же должен быть оптимальный двигательный режим?

Помимо уроков физического воспитания рекоменду­ются: производственная гимнастика в процессе теорети­ческого обучения в виде двух физкультурных пауз (на 25-й минуте третьего и пятого уроков теоретического обучения), а в процессе производственного обучения в виде вводной гимнастики и двух физкультурных пауз за 1,5 часа до обеда и до окончания работы. Смена комплексов должна происходить не реже 2 раз в месяц. Кроме того, предусматриваются факультативные заня­тия по физическому воспитанию во внеучебное время.

Учащимся рекомендуется контролировать свой инди­видуальный объем двигательной активности по времени занятий физическими упражнениями (как организован­ных занятий, так и самостоятельных). Эти данные самоконтроля следует отражать в дневнике занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: