Формы тестовых заданий I. Закрытая форма.
Задание содержит основную часть и ответы, сформулированное составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТУ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ
1. Стандартная инструкция.
2. Равная правдоподобность заданий.
3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).
4. Предельная краткость (5-6 слов).
5. Простая стилистическая конструкция.
6. В задание включается больше слов, чем в ответ.
7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.
8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.
9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).
10. Необходимо проверять не одно знание, а несколько.
11. Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).
12. Правильный ответ должен быть только один.
|
|
13. Не должно быть противоречий между основной частью и ответами (например, на космонавта в Космосе действуют:
- сила тяжести;
- сила точки опоры;
- не действуют никакие силы).
14. Исключить повторяющиеся слова в ответах: основная земледельческая зона расположена:
- в зоне тайги;
- в лесостепной зоне;
- в зоне смешанных лесов,
- в степной зоне.
П. Открытая форма. Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: "Дополните...".
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТУ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ
1. Дополняющее слово ставится в конце.
2. Оно должно быть единственным.
3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:
Первым греческим философом был______________.
Соли высших жирных кислот называются_____________.
Скорость света в вакууме равна_____________.
III. Задания на соответствие.
Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.
Например:
реплики высказывания авторы
IV. Задания на установление правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма).
Инструкция: установить правильную последовательность сборки.
Например:
В столбце не по порядку даются названия деталей и частей механизма.
Оценка тестов может быть:
• полигамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;
• дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).
1. Содержание. Чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста. 360 заданий выполняются приблизительно за 1,5-2 часа.
|
|
Требования к содержанию тестового задания:
• предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);
• значимость содержания. Содержание ранжируется. Это очень сложный процесс, так как следует выделить базис дисциплины;
• содержание должно быть вариативным, репрезентативным (более полно отражать знание курса);
• содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды).
2. Формы тестового задания. Выбор формы задания зависит от:
• содержания курса;
• цели создания теста (контроля);
• умения разработчика.
3. Степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности.
4. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.
5. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.
6. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функцию.
7. Коррелируемость задания с критерием.
В российской высшей школе исследованиями в области тестирования занимаются: в Москве - текстильная академия, мелиоративная академия, Университет дружбы народов, МИФИ; в Санкт-Петербурге - медицинская академия; в Красноярске - исследовательский тестологический центр; в Новгородском университете организована лаборатория тестового контроля.