Лекция 28. Требования, предъявляемые к контрольно-оценочным материалам, и правила их составления
МОДУЛЬ 6. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩ.-СЯ В СИСТЕМЕ НАЧ. ПРОФЕСС. ОБУЧЕНИ
Подвопросов, то его желательно разбить на несколько простых.
Поставленными, корректными.
Корректность постановки вопроса. Вопросы должны быть правильно
Нечеткие вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
Краткость и ясность формулировки вопроса. Длинные, запутанные,
Ленным.
Определенность вопроса. В логической структуре правильно сфор-
Понимания отвечающего.
мулированного вопроса его содержание должно быть строго и ясно опреде-
5. Простота вопроса. Если вопрос сложный, состоящий из двух–трех
Пример:
Каким органом, в какие сроки, с какой целью проводится аттестация высших учеб-
ных заведений?
Методика профессионального обучения. Курс лекций 288
Это сложный вопрос, который следует разбить на три простых:
а) Каким органом проводится аттестация высших учебных заведений?
б) В какие сроки проводится аттестация высших учебных заведений?
в) С какой целью проводится аттестация высших учебных заведений?
Правила формулировки уточняющих и восполняющих вопросов:
1. При формулировании уточняющих вопросов («ли»-вопросов) на
первое место ставятся вопросительные слова: верно ли утверждение…, дей-
ствительно ли…, точно ли… и др.
Примеры:
а) Является ли диагностика одним из компонентов образовательного процесса?
б) Действительно ли образовательный процесс имеет три этапа проектирования?
2. Предусмотренные альтернативы ответа на уточняющие вопросы –
«да»/«нет».
3. При формулировании восполняющих вопросов («к»-вопросов) на
первое место ставятся вопросительные слова: кто…, что…, когда…, где…,
какие…, почему…, каким образом… и др.
Примеры:
а) Кто является автором научно-педагогической книги «Великая дидактика»?
б) Что называется методом обучения?
в) Какие формы организации процесса обучения применяются в вузах?
Правила составления заданий разделяются на правила составления
нений. Правила составления тестовых заданий. К составлению тестовых
заданий предъявляются следующие требования:
– содержание тестового задания должно быть ориентировано на полу-
чение от тестируемого однозначного ответа;
– в тестовом задании определяющий признак должен быть необходи-
мым и достаточным;
– тестовое задание должно быть сформулировано кратко, точно и одно-
значно, из него должно быть ясно, что дано и что надо найти;
– в тестовом задании не должно быть подсказок и сленга;
– тестовое задание должно быть сформулировано в виде суждения. во-
просы и глаголы повелительного наклонения не допускаются;
– текст тестового задания не должен содержать сложноподчиненные
конструкции;
– рекомендуемое количество слов в тестовом задании не более 12;
– тестовое задание предпочтительно составлять с графическими эле-
ментами, которые могут быть как содержанием задания, так и его альтерна-