Теоретические основы построения системы национальных счетов

Лекция 1. Основы методологии национального счетоводства

Развитие в России рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрения в нее показателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это в первую очередь касается макроэкономических показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития.

Система национальных счетов (СНС) Российской Федерации начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчетов основных счетов. Стандартом послужила международная методология СНС, разработанная Статистической комиссией ООН для стран с рыночной экономикой в 1952 г., и претерпевшая три редакции. В современной России и в зарубежных странах функционирует третья версия СНС ООН (System of National Accounts – SNA-93) от 1993 г.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

СНС – итоговая часть расчетов по всем экономическим операциям, происходящим на территории страны. Она является системой показателей, агрегирующей в себе все показатели первичного, бухгалтерского, банковского учета и статистики, основанные на единых методологических принципах.

Важнейшей отличительной особенностью системы национальных счетов является ее всеобъемлющий характер. Это означает, что СНС в обобщенном виде содержит следующую информацию:

1. Обо всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе, включая не только юридические лица, но и домашние хозяйства.

2. Обо всех экономических операциях, связанных с производством, распределением и перераспределением доходов, накоплением активов и другими аспектами экономической деятельности.

3. Обо всех экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство (основной капитал, оборотные средства, непроизведенные активы, финансовые активы и пр.).

Современную систему национальных счетов можно представить как систему взаимосвязанных блоков информации, каждый из которых описывает тот или иной аспект экономического процесса, а взятые вместе, они обеспечивают описание общей картины экономического процесса в регионе, стране или мире.

В соответствии с современной экономической теорией в определение сферы экономического производства, результаты которого отражаются в СНС, принимаются все виды деятельности по производству товаров и услуг, включая так называемые нематериальные услуги, являющиеся результатом деятельности непроизводственной сферы (здравоохранение, наука, образование и пр.).

Важно отметить, что в последней версии СНС от 1993 г. в сферу экономического производства входит также теневая экономика, т.е. производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения и производство юридически незаконных товаров и услуг.

Одной из важнейших категорий СНС является понятие экономической операции.

Экономическая операция – это добровольное взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов, принятием финансовых обязательств.

Экономическая операция оценивается по определенным правилам, установленным в СНС. Рекомендуется к применению следующая система цен: факторные, основные и рыночные цены.

Использование товаров и услуг должно учитываться в рыночных ценах, т.е. включая налоги на продукты, торговые и транспортные наценки. Таким образом, валовой внутренний продукт рассчитывается в рыночных ценах.

Основная цена – цена, устанавливаемая производителем до учета суммы к выплате налогов на продукты и объема получаемых субсидий.

Факторная цена – стоимость товара или услуги до учета всех видов налогов и субсидий. То есть это стоимость затрат на все использованные в производстве факторы: наемного труда, материальных оборотных средств, основного капитала и предпринимательских способностей плюс планируемая норма прибыли.

В СНС до 1993 г. для изучения результатов экономической деятельности использовались понятия внутренней и национальной экономики.

В новой СНС эти различия не проводятся. Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия: экономическая территория, резидент, центр экономического интереса.

Экономическая территория – это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товар и деньги могут свободно перемещаться.

К экономической территории страны также относятся воздушное пространство, территориальные воды страны, а также территориальные анклавы – это зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны для дипломатических, военных, научных целей (посольства, консульства, военные базы и пр.).

Резидент – это институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной территории, т.е. единицы, которые занимаются экономической деятельностью или операциями в течение длительного периода времени (год или более).

Предприятие или организация считается резидентом данной страны, если центр экономического интереса связан с экономической территорией данной страны. Таким образом, понятие резидента не совпадает с понятием гражданства или национальности. К резидентам данной страны относятся лица, проживающие на территории данной страны, за исключением приезжающих (туристы, сезонные рабочие).

Резидентные предприятия данной страны – это единицы, занятые производством на экономической территории данной страны, включая совместные, смешанные предприятия разной формы собственности, филиалы зарубежных фирм и корпораций.

Границы производства в СНС. Производство – физический процесс, выполняемый под контролем и управлением институциональной единицы, в котором труд и активы используются для выпуска товаров и услуг. Основной критерий производства – это произведенные товары и услуги, которые могут продаваться на рынке.

Деятельность, включаемая в границы производства в СНС, определена следующим образом:

– индивидуальное или коллективное производство товаров и услуг, которые предназначены для конечного использования или для производства других товаров и услуг, а также накопления и экспорта;

– производство всех товаров, которые производители оставляют для собственного конечного потребления или валового сбережения;

– оказание услуг, производимых для собственного потребления в домашних хозяйствах.

Также в границы производства включаются следующие виды деятельности:

– незаконное производство – производство товаров и услуг, продажа и распространение которых запрещено законом;

– скрытое производство и подпольная экономика;

– незавершенное производство;

– услуги по использованию единицами собственных зданий и сооружений.

Исключаются из понятия производства в СНС следующие виды экономической деятельности:

– бесплатные домашние услуги (уборка, приготовление пищи, мелкий ремонт жилья);

– деятельность, результаты которой не являются ее целью: различные побочные продукты процесса производства, являющиеся вполне легальными продуктами (выброс отходов производства, мусора и пр.).

Группировка экономики по секторам и отраслям. Все результаты экономической деятельности учитываются:

- по секторам;

- по видам (отраслям) деятельности.

Для отечественной статистической практики новой является группировка экономических субъектов по секторам. Данная группировка производится с целью исследования структуры потоков доходов и расходов и финансовых активов и пассивов. Для этой группировки единицей классификации является институциональная единица.

Единица считается институциональной, если она является юридическим лицом, ведет полный набор бухгалтерских счетов, распоряжается своими ресурсами, принимает обязательства и осуществляет экономическую деятельность с другими единицами.

Если же какая-то единица не обладает этими характеристиками, то придерживаются следующих принципов.

1. Домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами и поэтому считаются институциональной единицей.

2. Единицы, не ведущие полного набора счетов, относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью (подразделения, филиалы предприятия).

3. Единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институциональным единицам, которые их контролируют.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в следующие сектора.

1. Нефинансовые корпорации (нефинансовые предприятия). Сектор включает в себя заведения, основной функцией которых является производство продукции и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства, хотя зачастую часть этих издержек может покрываться за счет субсидий, дотаций из государственного бюджета. Ресурсы институциональных единиц этого сектора формируются за счет поступлений от реализации продукции. К нефинансовым корпорациям условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет государственного бюджета, но занятые производством продукции: предприятия лесного и водного хозяйства и пр. В данный сектор включаются предприятия независимо от формы собственности.

2. Финансовые корпорации (финансовые учреждения). Состоит из заведений, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые организации независимо от формы собственности). Кредитные учреждения включают коммерческие банки, а также кредитные общества и ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых ресурсов. Ресурсы этих единиц формируются в основном из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты) и полученных процентов. Страховые учреждения включают институциональные единицы, занимающиеся страхованием жизни, личного имущества населения от ущерба и имущества предприятий. Их ресурсы образуются в основном за счет поступления платежей по контрактам страхования.

3. Государственные учреждения. Сектор включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода. Сюда относятся государственные учреждения, финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления, финансов, регулирования, планирования экономики, защитой окружающей среды, а также в области бесплатного, льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых заведениями, принадлежащими к другим секторам.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие население (НКО). Сектор включает заведения, занятые оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам. Это общественные организации, политические партии, религиозные и прочие общества, обслуживающие индивидуальные потребности населения.

5. Домашние хозяйства. Сектор включает индивидов и их группы как потребителей, а также предприятия населения, связанные с оказанием услуг и производством продукции, но не все, а только те, которые невозможно отделить от домашнего хозяйства и его владельца.

6. Сектор внешнеэкономических связей – «Остальной мир». Сектор включает зарубежные организации в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

К виду экономической деятельности относятся все предприятия-производители с однородным производством, т.е. производящие однородную продукцию (услуги).

Группировка по видам деятельности подчеркивает технико-экономические аспекты производственных отношений.

Часто производитель осуществляет выпуск различных товаров и услуг. В таких случаях вторичные виды деятельности отделяются от основного. При этом вспомогательная деятельность не отделяется от основной или вторичной деятельности.

В основе построения СНС лежит представление о национальной экономике как о системе с определенной структурой, с определенным взаимодействием связующих ее элементов, поэтому перед статистикой ставится задача найти и охарактеризовать элементы экономики, образующие ее структуру.

Отрасль состоит из групп единиц с однородным производством. Единица однородного производства может соответствовать предприятию или его части, представляющей основное производство данного предприятия. Вторичные виды деятельности на предприятиях, производящих различные виды продукции, следует разделить на несколько единиц однородного производства, отделить от основной деятельности и отнести к тем отраслям, где эти виды деятельности являются основными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: