Валовой национальный продукт и методы измерения

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой суммарную рыночную стоимость конечных материальных благ и услуг, произведенных с помощью факторов данной страны в течение года. Из определения видно, что ВНП по своему содержанию похож на конечный общественный продукт. Как и КОП, он предстает в виде суммы добавленных в различных отраслях стоимостей, однако целый ряд особенностей указывает на его специфичность.

Во-первых, ВНП является статистическим показателем, по которому оценивается состояние национальной экономики.

Во-вторых, ВНП как суммарная рыночная стоимость выражается в денежной форме и отражает изменения цен на включаемые в него товары.

В-третьих, ВНП включает в себя товары, то есть материальные блага и услуги, доходящие до потребителей через рынок. То, что произведено, но дошло до потребления не через рынок, может быть не включено в состав ВНП, например, картофель, выращенный на приусадебном участке для собственного потребления.

Не входят в состав ВНП и товары, купленные для перепродажи, а также товары, произведенные в предшествующий период и уже отразившиеся в предыдущем ВНП. К таким товарам относятся подержанные вещи. Соответственно включаются товары, произведенные в рассматриваемый период, но еще не проданные. В состав ВНП они входят в качестве прироста запасов. Не находят отражения в ВНП ценные бумаги как объекты купли-продажи на финансовых рынках. Чисто финансовые операции, предполагающие трансфертные платежи, так же не отражаются в величине ВНП.

В-четвертых, ВНП отражает связь национальной экономики с мировым хозяйством. Факторы некоторых субъектов какой-то страны могут использоваться в других странах, так что произведенные с их помощью товары должны включаться в состав ВНП данной страны. Правда, в этой стране могут использоваться факторы других стран, так что произведенная с их помощью продукция должна вычетаться из ВНП. Статистике той или иной страны приходится учитывать, с одной стороны, доходы от использования за рубежом ее факторов, поступающие в страну в виде заработной платы, прибыли, процентов и иных платежей за факторы, а с другой – утекающие за рубеж аналогичные доходы вследствие использования в ней факторов других стран.

Четвертая особенность отличает ВНП от валового внутреннего продукта (ВВП), который предстает как сумма конечных товаров, произведенных в течение года с помощью факторов, находящихся на территории данной страны, включая факторы иностранных компаний.

Схематично разницу между ВНП и ВВП можно представить следующим образом:

Рис. 2 - Состав валового внутреннего и валового национального продуктов

Рыночный характер ВНП отражается в методах подсчета его размеров. Помимо уже известного нам метода суммирования добавленных стоимостей используется метод суммирования расходов и доходов рыночных субъектов. Данный метод вполне обоснован, так как основными рыночными субъектами являются взаимодействующие друг с другом через рынок фирмы и домохозяйства.

Представим это взаимодействие в виде следующей схемы.

Рис. 3 - Доходы и расходы фирм и домохозяйств

Схема показывает, что домохозяйства, предоставляя фирмам через соответствующие рынки необходимые им факторы производства, получают доходы, которые для фирм предстают как расходы. Получается равенство доходов домохозяйств и расходов фирм. С другой стороны, полученные в качестве доходов деньги представители домохозяйств несут на потребительские рынки, где на них приобретают необходимые им товары. Расходы покупателей здесь предстают как доходы продавцов – фирм. Вновь мы видим равенство доходов и расходов.

Однако эта упрощенная схема требует конкретизации. Дело в том, что субъектами, несущими расходы, являются не только домохозяйства, но и сами фирмы, государство, а также представители других государств, взаимодействующие с данной страной через ее рынки.

Исходя из этого ВНП, представляемый в современных учебниках иностранной аббревиатурой GNP, предстает как сумма расходов потребителей (С), фирм (I), государства (G) и чистого экспорта (Х):

GNP = C + I + G + X.

Рассмотрим более подробно составляющие ВНП.

1. Расходы потребителей – это расходы населения на товары, включая услуги, потребительского назначения, кроме расходов на строительство или покупку жилья. По существу, эти расходы связаны с использованием фонда потребления общества.

2. Расходы фирм включают инвестиционные расходы, связанные со строительством новых предприятий, покупкой нового оборудования, станков, машин, формированием необходимых предприятиям товарных запасов. Кроме того, сюда входят инвестиции в жилищное строительство. Все эти расходы формируют фонд амортизации и фонд накопления как производственного, так и непроизводственного. Вложения в ценные бумаги, которые также относят к инвестициям, сюда не входят.

3. Расходы государства включают затраты федеральных и местных органов власти на закупку товаров и услуг, а также расходы на выплату заработной платы работникам государственных предприятий и учреждений. Трансфертные платежи в виде пенсий, стипендий, пособий, поскольку они не отражают увеличения текущего производства, а есть простая передача государственных средств определенным слоям населения, в состав ВНП не входят.

4. Расходы на чистый экспорт представляют разницу между стоимостными объемами экспорта и импорта данной страны. В случае, если расходы на импорт превышают расходы иностранцев на экспорт данной страны, то последний элемент формулы GNP может быть со знаком «минус».

ВНП можно определить и по доходам рыночных субъектов данной страны, в которые включаются:

1. Заработная плата и жалованье, получаемые от работы по найму.

2. Доходы, получаемые от самостоятельной трудовой деятельности в рамках семейных фирм или ферм.

3. Проценты по вкладам, ссудам или кредитам.

4. Рентные доходы собственников земли, имущества, иной недвижимой собственности.

5. Прибыль коммерческих предприятий, как распределяемая (например, в виде дивидендов), так и не распределяемая, идущая на развитие производства.

6. Доходы, не связанные с производством и образующиеся благодаря трансфертным платежам государства (например, пенсии или стипендии), выплатам из социальных и страховых фондов.

7. Доходы государства, полученные от косвенных налогов на бизнес, включая акцизы, таможенные пошлины, лицензионные платежи.

8. Доходы от чистого экспорта.

9. Доходы фирм, предназначаемые для возмещения износа основного капитала и формирования необходимых запасов.

Таким образом, ВНП можно подсчитать тремя методами: производственным (методом суммирования добавленных стоимостей), методом конечного использования (путем суммирования расходов) и методом суммирования доходов. Соответственно, ВНП должен равняться суммам:

ВНП = сумма добавленных стоимостей = сумма расходов = сумма доходов.

При подсчете ВНП используются все три метода, и если равенство не получается, то вносятся соответствующие поправки. В результате размеры ВНП определяются с необходимой точностью.

Правда, как и при подсчете СОП, здесь не исключен повторный счет, но уже не стоимости, а доходов. Если, например, субъект А получил доход в 10 тыс. р. и 1 тыс. передал субъекту Б в виде платы за какую-то услугу, то при подсчете ВНП их доходы суммируются и 1 тыс. р. учитывается два раза.

Поскольку ВНП является денежным показателем, то возникает необходимость выделения номинального и реального ВНП.

Номинальным является ВНП, подсчитанный в ценах текущего года. Реальным является ВНП, подсчитанный в ценах базисного года, то есть в постоянных ценах.

Для того чтобы учесть ценовой фактор роста ВНП, используют специальный коэффициент, называемый дефлятором. Дефлятор ВНП (Двнп) характеризуется отношением номинального ВНП (ВНПн) к реальному (ВНПр):

Поскольку дефлятор отражает рост или понижение цен, за которыми статистика постоянно следит, то он предстает как величина, позволяющая очищать ВНП от влияния растущих цен. Реальный ВНП предстает как отношение номинального ВНП к его дефлятору:

Дефлятор ВНП, рассчитываемый для меняющегося набора товаров, входящих в ВНП, называется индексом Пааше (Ип).

где Ц2 и П2 – цены и количество товаров текущего года;

Ц1 – цены предыдущего года.

Помимо дефлятора ВНП, измеряющего общий уровень цен в экономике, используется индекс потребительских цен (Ипц), именуемый в учебной литературе индексом Ласпейреса. Он определяется путем отношения текущей стоимости потребительской корзины базового года (ПКтг.) к стоимости этой корзины в том же наборе базового года (ПКбг):

Современная статистика выдвинула ВНП на роль главного показателя экономического развития. Его абсолютная величина используется для оценки экономической мощи страны. Так, самой мощной страной является США, ВНП которой достиг 10 трилл. долл. В России в 2002 г. ВНП должен составить 10 600 млрд р., то есть примерно 353 млрд долл. Следует при этом учитывать то, что по паритету покупательной способности российский рубль выше американского доллара. Но несмотря на такую поправку, отставание в уровне экономического развития современной России от США очевидно.

ВНП в расчете на душу населения рассматривается как показатель уровня экономического развития страны. Так, по данным на 2000 г. в США на душу населения приходится свыше 30 тыс. долл. в год, в Японии – 27,6 тыс., Франции – 27,3 тыс., в Германии – 26,3 тыс. Есть страны более бедные. Например, в Индии ВНП на душу населения составляет – 2 тыс., а в странах южнее Сахары – всего 900 долл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: