Антиинфляционная политика государства. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бед­ствием для всей экономики

Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бед­ствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все эконо­мические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Гиперинфляция не дает деньгам выполнять их основные функции и разру­шает банковскую систему. Как же бороться с инфляцией?

Если полностью избавиться от инфляции нельзя в силу институциональ­ных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монопо­лизм профсоюзов и фирм), то нужно снизить ее темпы до минимально воз­можного и предсказуемого уровня. Одно из наиболее радикальных предложений по ликвидации монополии ЦБ на эмиссию денег - выдвинутая в 1975 г. Ф.Хайеком идея денационализации денег, т.е. введение систе­мы конкурирующих частных валют (частных денег), эмитируемых частными коммерческими банками. Каждый эмитент будет заинтересован в том, чтобы именно его валюта пользовалась наибольшим спросом, а потому будет поддерживать ее устойчивость в конкурентной борьбе с другими частными эмитентами денег. См. Хайек Ф. Частные деньги. М.,1996.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа­ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой со­вокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает само­усиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий π = π ( πe ) и, во-вторых, ог­ромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмис­сионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы рос­та денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посред­ством бюджетно-налоговой политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности -инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ог­раничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызыва­ет резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит еще боль­шей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вво­дить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т. с. команд­но-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо ми­нимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика, как известно из гл. 20, называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию. Как же ограничить рост денежной массы? Идеаль­ный вариант - одновременно повысить норму обязательного резервирова­ния, ограничить операции, ведущие к депозитарному расширению денеж­ной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить при­чины дополнительной эмиссии: урегулировать структурный дефицит бюд­жета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы, прекратить индексацию доходов населения. Конечно же, такие меры непопулярны, по­этому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстанов­ке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными мето­дами - решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балан­сировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является политика цен и за­работной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к мнению производительности труда. В данном случае мы не рассматриваем вариант политики цен и заработной платы, свя­занный с фиксацией, с замораживанием пен и доходов, так как это ведет к развитию подавлен­ной инфляции, резко усиливает отложенные ценовые (инфляционные) ожидания. После ее отмены может произойти инфляционный шок.

Сторонники этой политики считают что она - во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно coxpанять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Третий шаг - закрепление достигнутых результатов в долгосрочом плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение издержек. Необходимо привести в соответветствие структуру предложения со структурой спроса, а не только баланси­ровать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциаль­ного ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. При­чем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, созданию экономических стимулов для повышения производительности тру­да, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразова­ния старых отраслей на новой технической базе и т. д. Для проведения та­ких преобразований в стимулируемых отраслях необходимо создать систе­му льгот в налогообложении и условиях кредита (включая налоговые кани­кулы, увеличение нормы амортизации, госзаказ на конкурсной основе).

Очень важным условием антиинфляционной политики является незави­симость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж­но проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиин­фляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо проти­воположным результатам.

Итак, основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источ­ников. Необходимо иметь в виду, что временные лаги в принятии полити­ческих решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручи­вания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расхо­дов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению цено­вого сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедре­ния новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы -это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причи­ны возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. По­этому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики являет­ся не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного на­кала и поддержание ее темпов на стабильно низком и, подчеркнем еще раз, предсказуемом уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: