Механизм государственного регулирования экономики и его составные части

Тема 14. Механизм государственного регулирования экономики

1. Механизм государственного регулирования экономики и его составные части  
2. Налогово-бюджетные рычаги регулирования экономики  
3. Денежно-кредитные рычаги государственного регулирования  
4. Модель планового развития экономики  
5. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики  
6. Модели политики предложения монетаризма  
7.Противоречия государственного регулирования рыночной экономики  

После того как мы разобрались с вопросами о необходимости и возможности государственного регулирования рыночной экономики, нам предстоит рассмотреть то, как такое регулирование происходит. Тем самым перед нами стоит задача раскрытия содержания механизма государственного регулирования экономики и анализа процесса его использования для достижения заранее поставленных целей.

В теории регулирования под механизмом понимается совокупность средств, рычагов и методов достижения заранее поставленных целей.

Механизм государственного регулирования предстает как то, с помощью чего достигается поставленная государством цель: предотвращение (или смягчение) экономического кризиса, обеспечение полной занятости, преодоление инфляции и т.д. С учетом поставленной цели (или целей) происходит выбор соответствующих средств ее (их) достижения. Это означает, что механизм регулирования может быть разным по своему составу, то есть содержать разный набор средств. Поэтому с помощью одного механизма как набора средств можно бороться с безработицей, другого – с инфляцией, третьего – с циклическим спадом. Многообразие целей, которые ставит государство, проводя политику регулирования экономики, требует разнообразных средств их достижения.

Все эти средства можно подразделить на средства прямого и косвенного действия.

1. Средства прямого действия предполагают непосредственную связь управляющего субъекта (государства) с управляемым объектом (экономикой и ее агентами).

Прежде всего, это рычаги административного воздействия, которые применяются в рамках государственного сектора. Например, для борьбы с безработицей государство в лице определенных органов может требовать от руководителей своих учреждений и предприятий воздерживаться от увольнений, принимать меры по созданию дополнительных рабочих мест и т.п. Государственные комитеты по ценам могут устанавливать на товары, производимые в государственном секторе, уровень цен, выгодный для частных компаний как потребителей данных товаров, например, на электроэнергию, топливо, транспортные услуги. Для осуществления данных мер государство создает целую систему органов: службы занятости, комитеты по ценам, комиссии по социальным вопросам, специальные инспекции и т.д.

Административные методы могут использоваться центральным банком в отношении частных коммерческих банков. К ним можно отнести:

- лицензирование отдельных направлений банковской деятельности, квотирование отдельных видов операций;

- введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;

- ограничения на открытие филиалов и отделов банков;

- лимитирование размеров комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание различных услуг;

- прямой контроль над ставками банков, включая установление верхних границ процентных ставок по отдельным видам кредитов.

К данному виду методов относится и законодательство, которое в отличие от административных мер распространяется на всю экономику, включая частный сектор. Так, действуют антимонопольные законы, законы о рабочем дне, о минимальной заработной плате, законы о занятости и т.д., которые ставят поведение хозяйствующих субъектов и всю систему рыночных отношений в определенные законодательные рамки.

В рамках действующего законодательства государство устанавливает различные нормативы, требуя их соблюдения: нормативы качества продукции, нормативы затрат некоторых материалов, нормативы техники безопасности, нормативы выбросов загрязняющих веществ в природную среду и т.д.

К административно-правовым рычагам относится и директивное планирование, но в рыночной экономике оно может распространяться лишь на государственный сектор.

В целом административно-правовые рычаги, ставя хозяйствующих субъектов в определенные нормативно-правовые рамки, направляют их к определенной цели.

2.Для средств косвенного действия характерно то, что они ставят управляемых субъектов экономики перед главной проблемой рыночной экономики – проблемой выбора. При этом государство благодаря данным им средствам побуждает делать именно тот выбор, который позволяет достигать поставленную им цель.

Такие средства называются также экономическими. К ним относятся налогово-бюджетные и денежно-кредитные средства. В условиях рыночной экономики именно они являются главными и потому заслуживают отдельного рассмотрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: