Государство в рыночной экономике
Тема 14
Смешанная экономика
|
В современном мире для подавляющего большинства стран характерна смешанная экономика – экономическая система, основанная на сочетании частной и государственной собственности и координации поведения хозяйствующих субъектов как рынком, так и государством.
В XX в. положение государства в экономике принципиально изменилось – оно превратилось в субъекта экономических отношений. Сложился развитой государственный сектор, государство стало активно вмешиваться в экономические процессы, осуществляя государственное регулирование экономики в целях обеспечения:
- эффектности использования ограниченных ресурсов общества;
- социальной справедливости в распределении доходов;
- стабильности экономического развития.
При этом государство не стремится перестроить, видоизменить или ликвидировать рыночный механизм, напротив, его задача – скорректировать недостатки, присущие рыночному механизму, создать условия для полноценной и свободной работы рынка.
|
Причины усиления экономической роли государства
|
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с «провалами», «фиаско» рынка – случаями, когда рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ограниченных ресурсов общества. К «провалам» рынка относят в частности:
- монополизацию (переход от рынка совершенной к несовершенной рыночной конкуренции);
- неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
- нерациональное распределение ресурсов общества;
- отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;
- неравномерность в распределении доходов;
- нестабильность макроэкономического развития.
«Провалы» рынка, а также ряд внешних факторов (существование в недалеком прошлом социалистических стран, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.
|
Функции государства в рыночной экономике
|
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить:
- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов) – обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство является залогом успешного функционирования рыночной экономики;
- защита конкуренции – монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства;
- перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.);
- финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
- финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т.п.;
- изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов – эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке);
- контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста;
- финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
|
Производство общественных благ
|
Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных благ. Особенность общественных благ в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.), их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим. Производство таких благ невыгодно частному сектору, но, поскольку они необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.
Отличительные особенности общественных благ (по сравнению частными, индивидуальными):
- неисключаемость – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (человека нельзя исключить из потребления уличного освещения или услуг светофора);
- неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);
- независимость издержек производства от числа потребителей (если установлен светофор, издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);
- неконкурентность – общественные товары не конкурируют между собой;
- выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой (как в случае с частными товарами), а с их производством (построенный через реку мост позволяет потребителю получать выгоду, хотя он, как правило, не оплачивает, «не покупает» проезд через мост).
|
Государственное регулирование экономики
|
Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для достижения основных макроэкономических целей.
|
Теории государственного регулирования
|
Неоклассическая (теория невмешательства)
| Кейнсианская
| Монетаристская
|
Рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.
| Рыночная экономика является саморегулирующейся, однако издержки общества по преодолению макроэкономической нестабильности очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм, а также всячески содействовать формированию эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), чтобы влиять на производство и предложение товаров.
| В рамках неоклассического направления особо выделяется монетаризм – направление, согласно которому активное вмешательство государства в экономику оказывает на неё отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели.
|
Объекты государственного регулирования:
| Инструменты государственного регулирования:
|
- экономический цикл;
- отраслевая и региональная структура экономики;
- условия накопления капитала;
- занятость и цены;
- денежное обращение;
- НИОКР;
- условия конкуренции;
- состояние окружающей среды;
- внешнеэкономические связи и т.д.
| - лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы;
- государственные заказы, займы, дотации и субсидии;
- прогнозы, планы, программы;
- налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др.
|
Методы государственного регулирования
|
Административные
| Экономические
|
Эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора.
Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде и социальной защищенности, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п.
| Эти методы предусматривают сохранение свободы выбора, они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике.
Экономические методы делятся на:
- прямые, к которым относится деятельность государственного сектора – совокупности предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству.
Государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом;
- косвенные, к которым относятся: бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета и денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику.
|
Государственное программирование
|
Программирование – высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.
Объекты программирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.
По срокам различают: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные программы, а по видам:
- целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, молодежи);
- общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом);
- чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).
Стадии программирования:
- формирование целевой функции;
- разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели;
- составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за той или иной политикой;
- выбор программы.
Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере.
|
Модели смешанной экономики
|
В зависимости от степени воздействия государства на экономику и приоритетных задач, решаемых государством, выделяют три модели современного рыночного хозяйства.
|
Модели
Критерии
| Социальное рыночное хозяйство
| Смешанная экономика
| Корпоративная экономика
|
Цель государственных программ
| Защита интересов граждан
| Создание условий для развития предпринимательства
| Защита интересов крупного бизнеса
|
Принципы регулирования экономики
| Долгосрочное программирование
| Использование преимущественно тактических методов
| Определение основных приоритетов
|
Доля государственного сектора
| Около 30%
| Около 10%
| Незначительная
|
Наиболее типичные страны
| Швеция, Германия
| США
| Япония
|