Государство в рыночной экономике
Тема 14
Смешанная экономика |
В современном мире для подавляющего большинства стран характерна смешанная экономика – экономическая система, основанная на сочетании частной и государственной собственности и координации поведения хозяйствующих субъектов как рынком, так и государством. В XX в. положение государства в экономике принципиально изменилось – оно превратилось в субъекта экономических отношений. Сложился развитой государственный сектор, государство стало активно вмешиваться в экономические процессы, осуществляя государственное регулирование экономики в целях обеспечения: - эффектности использования ограниченных ресурсов общества; - социальной справедливости в распределении доходов; - стабильности экономического развития. При этом государство не стремится перестроить, видоизменить или ликвидировать рыночный механизм, напротив, его задача – скорректировать недостатки, присущие рыночному механизму, создать условия для полноценной и свободной работы рынка. |
Причины усиления экономической роли государства |
Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с «провалами», «фиаско» рынка – случаями, когда рыночный механизм не обеспечивает эффективного использования ограниченных ресурсов общества. К «провалам» рынка относят в частности: - монополизацию (переход от рынка совершенной к несовершенной рыночной конкуренции); - неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды; - нерациональное распределение ресурсов общества; - отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ; - неравномерность в распределении доходов; - нестабильность макроэкономического развития. «Провалы» рынка, а также ряд внешних факторов (существование в недалеком прошлом социалистических стран, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества. |
Функции государства в рыночной экономике |
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: - обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов) – обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство является залогом успешного функционирования рыночной экономики; - защита конкуренции – монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства; - перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); - финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды; - финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т.п.; - изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов – эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке); - контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста; - финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг. |
Производство общественных благ |
Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных благ. Особенность общественных благ в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.), их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим. Производство таких благ невыгодно частному сектору, но, поскольку они необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя. Отличительные особенности общественных благ (по сравнению частными, индивидуальными): - неисключаемость – отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (человека нельзя исключить из потребления уличного освещения или услуг светофора); - неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны); - независимость издержек производства от числа потребителей (если установлен светофор, издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек); - неконкурентность – общественные товары не конкурируют между собой; - выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой (как в случае с частными товарами), а с их производством (построенный через реку мост позволяет потребителю получать выгоду, хотя он, как правило, не оплачивает, «не покупает» проезд через мост). |
Государственное регулирование экономики |
Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для достижения основных макроэкономических целей. |
Теории государственного регулирования |
Неоклассическая (теория невмешательства) | Кейнсианская | Монетаристская |
Рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства. | Рыночная экономика является саморегулирующейся, однако издержки общества по преодолению макроэкономической нестабильности очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм, а также всячески содействовать формированию эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), чтобы влиять на производство и предложение товаров. | В рамках неоклассического направления особо выделяется монетаризм – направление, согласно которому активное вмешательство государства в экономику оказывает на неё отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на макроэкономические цели. |
Объекты государственного регулирования: | Инструменты государственного регулирования: |
- экономический цикл; - отраслевая и региональная структура экономики; - условия накопления капитала; - занятость и цены; - денежное обращение; - НИОКР; - условия конкуренции; - состояние окружающей среды; - внешнеэкономические связи и т.д. | - лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы; - государственные заказы, займы, дотации и субсидии; - прогнозы, планы, программы; - налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др. |
Методы государственного регулирования |
Административные | Экономические |
Эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора. Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде и социальной защищенности, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п. | Эти методы предусматривают сохранение свободы выбора, они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы делятся на: - прямые, к которым относится деятельность государственного сектора – совокупности предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству. Государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом; - косвенные, к которым относятся: бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета и денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику. |
Государственное программирование |
Программирование – высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей. Объекты программирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д. По срокам различают: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные программы, а по видам: - целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, молодежи); - общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом); - чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.). Стадии программирования: - формирование целевой функции; - разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели; - составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за той или иной политикой; - выбор программы. Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. |
Модели смешанной экономики |
В зависимости от степени воздействия государства на экономику и приоритетных задач, решаемых государством, выделяют три модели современного рыночного хозяйства. |
Модели Критерии | Социальное рыночное хозяйство | Смешанная экономика | Корпоративная экономика |
Цель государственных программ | Защита интересов граждан | Создание условий для развития предпринимательства | Защита интересов крупного бизнеса |
Принципы регулирования экономики | Долгосрочное программирование | Использование преимущественно тактических методов | Определение основных приоритетов |
Доля государственного сектора | Около 30% | Около 10% | Незначительная |
Наиболее типичные страны | Швеция, Германия | США | Япония |