Невозможность подобрать цвет к цвету, то есть сравнить цвета. ПП

ЦВЕТОВАЯ АГНОЗИЯ.

Затруднение при ряде наложенных или рядом расположенных букв.

Нарушение узнавания букв на фоне сохранной речи.

ПРЕДМЕТНАЯ АГНОЗИЯ

Основной дефект: нарушение целостного восприятия предмета при возможности опознания отдельных его признаков (отсутствие процесса узнавания).

Причина: поражение затылочных частей правого и левого полушария.

Симптомы:

1. Ложное опознание на основе выделенных признаков. (Лампазмея; признак - извивающийся шнур) ЛП

2. Фрагментарность при опознании предмета вместо идентификации, перечисление отдельных фрагментов предмета. (Например, когда больному нужно назвать лампу, он не может идентифицировать предмет, что это лампа, а начинает перечислять отдельные признаки предмета: “это для того, чтобы включать, свет и т.д.”) ЛП.

3. Развернутая, а не симультанная форма опознания. (Например: “Это включается в сеть, идет ток, свет, лампа…). То есть постепенное перечисление признаков, пока больной не дойдет до названия. ЛП.

4. Замедление процесса идентификации. Наблюдается латентный период – больному требуется до 1 сек. для опознания объекта. ПП.

Степень нарушения:

· в наиболее тяжелых случаях больной перестает узнавать реальные предметы;

· Следующая степень – нарушение узнавания объемно нарисованных объектов;

· Следующая степень – нарушение узнавания в усложненных условиях;

· В наиболее легких случаях больной не узнает “зашумленных” объектов.

БУКВЕННАЯ АГНОЗИЯ (встречается редко).

Основной дефект: невозможностью синтеза отдельных признаков букв в целостное симультанное восприятие буквы. Другими словами распад четкого значения буквенных знаков.

Причина: поражение левой теменно-затылочной области.

Симптомы:

2. Замена букв при наличии оптически близких признаков. Например: К-Х; Р-Ь.

3. Неправильное восприятие пространственной ориентации бу кв. Например: Р, Ь.

Степень нарушения:

· Легче всего узнаются крупные печатные буквы, хуже всего – прописные, наложенные друг на друга.

Основной дефект: нарушение синтеза такого элемента зрительного восприятия как цвет в целостном восприятии объектов. Другими словами отсутствие ассоциирования цвета с предметом. Утеря цвета как признака предмета.

Причина: поражение затылочной области правого и левого полушария мозга.

Симптомы:

2. Не узнавание цвета. Больной не может назвать предъявленный ему цвет. ЛП.

3. Нарушение отнесения цвета к предмету и предмета к цвету: больной затрудняется назвать цвета объектов или объекты определенного цвета, в то же время сохраняется способность различать цвета по насыщенности.

СИМУЛЬТАННАЯ АГНОЗИЯ (синдром Балинта).

Основной дефект: невозможность одновременного восприятия нескольких объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только тот объект, который находится в сфере влияния больного.

Причина: поражения передних отделов затылочной области на границе с теменной, либо при двусторонних, либо при правосторонних поражениях.

Симптомы:

1. Больной видит только один объект из всех, находящихся в поле зрения. Например: больной не может поставить точку в центр круга, т.к. видит только круг или только ручку.

2. Беспорядочность взора – больной как бы “отслеживает” только тот объект, который попал в поле его внимания. Павлов предположил, что механизм этого нарушения – отсутствие возбуждения в коре головного мозга, соответствующего другим объектам, есть только один очаг возбуждения. Лурия вводил таким больным кофеин, повышающий уровень активации коры, после этого больные начинали видеть объекты в поле зрения.

Степень нарушения:

· В более легких случаях происходит “потеря” деталей рассматриваемой картинки. Эти трудности могут проявляться при чтении, при срисовывании или при самостоятельном рисунке. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).

ПРОЗОАГНОЗИЯ (лицевая агнозия).

Основной дефект: невозможность синтезировать признаки лица в целостное восприятие лица. Невозможность компенсации дефекта за счет вербальных кодов (признаки лица трудно вербализировать).

Причина: поражения правой височной области – средних и задних ее отделов.

Симптомы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: