double arrow

Действие - это совокупность движений, подчиненных определенной цели

Апраксии.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ.

АКУСТИКО - МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ.

Основной дефект: нарушение слухоречевой памяти (не запоминаются серии звуков, невозможен их синтез в целые единицы), больной не в состоянии удержать серию звуков, слов, слогов.

Причины: поражения средних отделов левой височной области.

С имптомы:

· Сужение объема запоминания.

· Модально-специфичный характер нарушения (только слух).

Пример: Так, при предъявлении серии из 4-х слов больной воспроизводит 1-2 слова. Характерно, что, как правило, воспроизводятся первые или последние элементы серии, т.е. отчетливо выражен "фактор края". Аналогичные трудности (сужение объема воспроизведения) можно видеть при запоминании фраз и рассказов. Важным диагностическим критерием является отсутствие увеличения продуктивности воспроизведения при заучивании, которое в ряде случаев может приводить к истощению функции и ухудшению первоначально достигнутых показателей.

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Основной дефект: нарушение связи перцептивного образа с названием.

Причины: нарушения средних отделов левой височной области.

Симптомы: Больные затрудняются в актуализации слова-наименования для предъявляемого объекта. Нарушения называния могут проявляться в удлинении перечислений, в замене номинации определением функции предмета или показом его назначения, свидетельствующих о поиске слова в системе связанных с ним значений или сходных по грамматическому оформлению слов.

Пример: Так, больной, описанный А. Р. Лурия, на вопрос "где вы находитесь?", отвечал: "...в этой... как ее... в школе, нет... в...милиции,...нет... в этой... Красный крест..., в больнице".

Основной дефект: речевое нарушение, характеризующееся дефицитом в импрессивной речевой деятельности, т.е. в понимании обращенной к больному речи.

Причины: нарушения средних отделов левой височной области.

Симптомы: Нарушено понимание либо речевых конструкций, описывающих реальные пространственные отношения (нарисуйте треугольник "справа", "слева", "над", "под" от крестика), либо нарушены логико-грамматические структуры, которые требуют оценки пространственных соотношений между объектами. (О бычно в этих случаях больному очень быстро и легко помогает подсказка.)

ЛЕКЦИЯ 8. Нарушения произвольных движений и действий.

Произвольные движения и действия представляют собой сложную, иерархически организованную систему, включающую в свой состав афферентную и эфферентную части.

Моторная кора была открыта в 1870 году, когда было обнаружено, что раздражение отдельных участков коры головного мозга вызывает движения тела. Еще раньше на связь между локальными поражениями мозга и нарушениями движений обратил внимание невролог Джексон. Открытие этой коры имело важное значение, потому что предполагалось, что кора головного мозга связана в основном с мыслями, а за движения должно отвечать что-то другое.

Поэтому открытие моторной коры как бы поставило вопрос относительно связи коры головного мозга с формированием и осуществлением движений и действий.

На современное понимание движений-действий или произвольных движений-действий оказало влияние работы целого ряда авторов, это и психологи и физиологи: Джексон, Сеченов, Ухтомский, Павлов, Анохин, и. т.д.

Благодаря работам этих авторов было преодолено механистическое представление о произвольном движении как просто эфферентной (двигательной) части рефлекторной дуги. То есть, конкретный стимул вызывает всегда одну и ту же поведенческую реакцию.

Так в ряде исследований было показано, что двигательный акт наряду с исполнением самого движения (эфферентной составляющей) имеет и сложный афферентный состав, и, мало того, было показано, что этому афферентному составу принадлежит ведущая роль в построении двигательного акта.

Афферентация связана с работой задних отделов мозга, а задние отделы мозга - это отделы, связанные с различными анализаторными системами, таким образом, получается, что движение в большей степени связано с приходящей информацией, а не с исполнением. (!)

Бернштейн и Анохин ввели целый ряд понятий, необходимых для понимания природы двигательного акта (ведущая афферентация обратной афферентации).

(!) Также сформировалось представление о таких характеристиках движения как его временная разверстка ( действия всегда происходят во времени; стимул-реакция, все это происходит во времени ) и предметность движения. Наибольший интерес представляет вторая характеристика движения - его предметность.

Предметное движение - это движение, удовлетворяющее некую жизненно важную потребность. Оно жестко задается этой потребностью и разворачивается во внешнем мире. Для того чтобы быть успешным это движение должно соответствовать по своему строению свойствам этого внешнего мира.

Такая характеристика как предметность движения очень важна, потому что за счет движения в поведенческом акте осуществляется связь субъекта с внешним миром, а через эту связь формируются все психические функции человека, которые в свою очередь обеспечивают его адаптацию во внешнем мире.

Таким образом, можно говорить, что наряду с такой характеристикой движения как его временная разверстка, существует еще одна важная характеристика - пространственно-временная или предметно-временная характеристика двигательного акта. (Т. к. движения человека строятся в соответствии с теми предметам, которые его окружают и подчинены функциональному назначению этих предметов.)

А. Р. Лурия, проводя анализ мозговых центров, которые участвуют в построении движений, включал в понятие двигательной системы (или двигательного анализатора) не только моторные, но и сенсорные отделы коры.

Моторные отделы коры - это прецентральная область и постцентральные, то есть располагаются в двух частях мозга. В этом отличие двигательного анализатора от других анализаторных систем.

Таким образом, передние отделы мозга связаны с кинетической частью двигательного акта, а задние отделы - с кинетической частью.

Афферентная составляющая двигательного анализатора была частично рассмотрена нами в теме кожно-кинестетический анализатор. Разные проводящие пути кожно-кинестетического анализатора строятся из волокон разного типа А, В, С. Они отличаются друг от друга по степени миелинизации, то есть по скорости проводимости импульса. Для осязательной и кинестетической чувствительности проводящими путями являются волокна типа А, по которым наиболее быстро проводится вся информация с периферии в центр.

Рассмотрим эфферентную часть двигательного анализатора.

Эфферентная часть состоит из коры, проводниковой части (пирамидная и экстрапирамидная система.) и эффекторов. В случае движения эффекторами являются мышцы, которые изменяют свое состояние под действием управляющих импульсов из коры головного мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: