Эффект операционного рычага. Предпринимательский риск

Политика привлечения заемных средств

Заемный капитал характеризует объем финансовых обязательств предприятия, т.е. общую сумму долга. Эти финансовые обязательства в современной практике дифференцируется следующим образом:

1. Долгосрочные финансовые обязательства (долгосрочные кредиты и займы сроком использования более одного года).

2. Краткосрочные финансовые обязательства. (Краткосрочные кредиты и краткосрочные заемные средства).

На предприятиях организуется управление привлечением заемных средств, который представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников в соответствии с потребностями предприятия. Многообразие задач, решаемых в процессе управления, определяет необходимость разработки финансовой политики.

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики включает следующие основные этапы:

1. Анализ привлечения использования заемных средств в предшествующем периоде.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.

4. Оценка стоимости привлечения заемных средств из разных источников.

5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

6. Определение форм привлечения заемных средств.

7. Определение состава основных кредиторов.

8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.

9. Обеспечение эффективного использования кредитов.

10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.


1. Классификация затрат предприятия.

Производственная деятельность организации сопровождается расходами различного вида. Существует два варианта учёта затрат на производство.

Первый вариант: себестоимость продукции рассчитывается путем группировки расходов на прямые и косвенные. Прямые расходы относятся на себестоимость продукции непосредственно, а косвенные распределяются по видам продукции в зависимости от принятой на предприятии методики.

Данный способ является традиционным для российской экономики.

Второй вариант: широко применяется в экономике западных стран. Он предусматривает группировку затрат на переменные и постоянные. Переменные изменяются пропорционально объему производства. Это затраты на закупку сырья, материалов, потребление электроэнергии, транспортные и другие расходы.

Постоянные не изменяются при изменении объема производства. К ним относятся амортизация, административные расходы и т. д.

При изменении объема переменные затраты увеличиваются, постоянные затраты остаются неизменными; при этом меняется соотношение между переменными и постоянными издержками. В результате прибыль изменяется не пропорционально изменению объема деятельности.

При малых объемах производства выручка от реализации продукции слишком мала, чтобы перекрыть постоянные затраты, и производство становится убыточным.

По мере роста объема производства выручка растет и при определенном размере перекрывает все расходы на производство и реализацию, но еще не дает прибыли. Достигается безубыточный объем (или критическая точка).

2. Операционный рычаг.

Действие операционного (производственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага = .

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами (или сумма покрытия).

Валовая маржа = Выручка – переменные затраты

Желательно, чтобы валовой маржи хватило не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Рассмотрим на примере:

Выручка от реализации в первом году составляет 11000 тыс. руб. при переменных затратах 9300 тыс. руб. и постоянных затратах 1500 тыс. руб. (полная себестоимость 10800 тыс. руб.) Прибыль 200 тыс. руб.

Предположим, что выручка возрастает до 12000 тыс. руб. (т. е. на 9,1%).

Переменные затраты увеличиваются на 9,1%:

9300* 9,1% = 846,3 тыс. руб.

Сумма переменных затрат при новом объеме составит: 9300 + 846,3 = 10146,3 тыс. руб.

Сумма полных затрат: 10146,3 + 1500 = 11646,3 тыс. руб.

Прибыль: 12000 – 11646,3 = 353,7 тыс. руб., что на 77% больше прибыли прошлого года на 77% (353,7: 200 * 100 – 100).

По данному примеру при увеличении выручки на 9,1% прибыль возросла на 77%.

Сила воздействия операционного рычага = (11000 – 9300) /200 = 8,5

Это означает, что при увеличении выручки на 9,1% прибыль возрастет на 77% (9,1 * 8,5 = 77%).

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, т.е. чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

3. Расчет порога рентабельности и «запаса финансовой прочности»

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли (т.е. прибыль равна нулю).

В данном случае валовой маржи хватает только на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0.

После преобразования формулы получим:

Порог рентабельности =.

Удельная валовая маржа = .

Рассмотрим на примере:

№ п/п Показатели Сумма тыс. руб. В %, и в относительном выражении к выручке
  Выручка от реализации Переменные затраты Валовая маржа Постоянные затраты Прибыль   100% или 1 55% или 0,55 45% или 0,45

По данному примеру: Порог рентабельности = 860 / 0,45 = 1911 тыс. руб.

При цене товара 0,5 тыс. руб. (или 500 руб.)

Порог рентабельности = 1911 / 0,5 = 3822 ед.

Каждая следующая единица товара, проданная начиная с 3823 ед., будет приносить прибыль.

Необходимо отметить три важных момента для финансиста:

Первый момент:

При одноменклатурном выпуске товара (выпускается единственный товар, что крайне редко):

Пороговое количество товара =.

Если выпускается несколько товаров (т.е. многономенклатурное производство), то объем производства, обеспечивающий безубыточность конкретного товара (например, товара №1), определяется по формуле, которая учитывает удельный вес этого товара в общей выручке от реализации.

Расчет выполняется по формуле:

Пороговое количество товара№1 =

Второй момент.

Чтобы определить прибыль после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой маржи.

Прибыль Количество

после товара, проданного

прохождения= после прохождения *

порога порога рентабельности

рентабельности

Третий момент.

Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации.

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности предприятия.

Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности.

Запас финансовой прочности можно определить в % к выручке:

Запас финансовой прочности =.

Запас финансовой прочности можно рассчитать по формуле:

Запас финансовой прочности = .



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: