По монопольному положению на рынке

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Классификации предприятий как объектов финансового менеджмента

Связанные с финансовым менеджментом

В финансовый менеджмент, прежде всего, входят следующие области управленческой науки и практики:

- финансовый и управленческий учет;

- инвестиционный и финансовый анализ;

- финансовое планирование (бюджетирование);

Финансовый менеджмент связан со следующими дисциплинами:

- стратегический менеджмент;

- маркетинг;

- инвестиционный менеджмент

- бухгалтерский учет;

- управление персоналом и пр.

Стратегический менеджмент задает общие рамки для финансового менеджмента, являясь его основой.

Маркетинг определяет:

- для кого работает организация,

- какие потребности этих целевых потребителей она удовлетворяет,

- за счет каких товаров,

- каким образом эти товары должны распределяться и продвигаться на рынок,

- а также анализирует деятельность конкурентов.

В области финансового менеджмента маркетинг дает информацию о перспективах реализации продукции, затратах, связанных с распределением и продвижением продукции, состоянии и возможностях финансового рынка.

Инвестиционный менеджмент определяет:

- какие долгосрочные финансовые вложения необходимы в деятельность организации (затраты на новое оборудование, новую технику, и пр.)

- их возможные источники

- и какой будет их эффективность (рентабельность, окупаемость, чистый эффект и пр.).

Управленческий учет определяет:

- параметры и механизмы по которым будет отслеживаться степень приближения компании к достижению её стратегических и тактических целей,

- причины мешающие успешному движению,

- предоставляет информацию о различных сторонах деятельности организации её руководству.

Бухгалтерский учет обеспечивает предоставление обязательной внешней отчетности.

Управление персоналом - показывает потребность в финансовых ресурсах для мотивации персонала необходимого для реализации целей предприятия.

Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент предполагает наличие определенного объекта управления. Таким объектом управления выступают фи­нансы предприятия и его финансовая деятельность.

Особенности формирования капитала и финансовых ресурсов, формы и методы распределения этих финан­совых ресурсов, объемы и интенсивность денежных по­токов и другие условия финансовой деятельности сущест­венно различаются на отдельных предприятиях. Поэтому с позиций особенностей осуществления финансового менеджмента возникает необходимость классификации предприятий с целью выявления его объектов управления по отдельным классификационным признакам (рис.).

1. По формам собственности с позиций финансового менеджмента принято выделять предприятия государ­ственной и негосударственной форм собственности.

Предприятия государственной формы собственности (всех уровней государственного управления) в основ­ной массе сформировала свой капитал еще до начала рыночных реформ; их особенностью являются:

- высокая доля собственного капитала в общей его сумме, аванси­рованная преимущественно в основные средства. Уста­ревший парк основных средств и низкий коэффициент их загрузки в условиях спада производства обусловли­вают достаточно низкую эффективность использования капитала на этих предприятиях в сравнении с предприятиями альтернативных форм собственности.

- в процессе формирования финансовых ресурсов опреде­ленная их часть может рассчитывать на государственную поддержку (финансирование за счет бюджета, предостав­ление льготных кредитов, получение государственных гарантий при привлечении иностранных займов и т.п.).

Предприятия негосударственных форм собственности:

-созданы в основном на протяжении последних десяти­летий, поэтому структура их активов и капитала сфор­мированы более оптимально.

- вместе с тем, в условиях кризисного развития экономики государственная финан­совая их поддержка практически сведена к нулю.

- эти предприятия, как правило, в большей степени приспо­соблены к хозяйственной деятельности в условиях пе­реходной экономики, оперативней реагируют на изме­нения конъюнктуры товарного и финансового рынков, поэтому интенсивность денежных потоков на них су­щественно выше, а формы диверсификации финансо­вой деятельности значительно многообразнее, чем на предприятиях государственной формы собственности.

  ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ  
    а) предприятия государственной формы собственности всех уровней государственного управления. б) предприятия негосударственных форм собственности
       
  ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМ ФОРМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
    а) индивидуальные предприятия (один собственник) б) партнерские предприятия (ООО, ОДО и т.д.) в) корпоративные предприятия (АО)
   
   
       
  ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ  
    виды предприятии в соответствии с действующим клас­сификатором отраслей и видов деятельности  
         
ПО РАЗМЕРУ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА

а) малые предприятия

б) средние предприятия

в) большие предприятия

г) крупные предприятия

а) предприятия — естественные монополисты

б) монопольные предприятия по доле реализации своей про­дукции на соответствующем рынке

в) предприятия, функционирующие в конкурентной среде

  ПО СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА  
    а) предприятия на стадии «рождения» б) предприятия на стадии «детства» в) предприятия на стадии «юности» г) предприятия на стадии «ранней зрелости» д) предприятия на стадии «окончательной зрелости» е) предприятия на стадии „старения
   
   
   
   
   
       

Рис. Классификация предприятий как объектов фи­нансового управления.

2. По организационно-правовым формам деятельности различают три принципиальных вида предприятий - индивидуальные, партнерские и корпоративные.

Индивидуальные предприятия в современных усло­виях не получили еще широкого развития в нашей стране, в то время, как в зарубежной практике они являются наиболее массовыми, (составляя 70-75% общего числа всех предприятий). Это связано с тем, что в соответст­вии с задачами и условиями приватизации большинство государственных предприятий приватизировалось в кол­лективных формах, а создание новых индивидуальных предприятий сдерживается недостаточностью старто­вого капитала у предпринимателей и спадом конъюнкту­ры на большинстве сегментов рынка товаров и услуг. Финансовая деятельность индивидуальных предприятий минимальна по объему и в основном связана с текущим обслуживанием операционного процесса.

Партнерские предприятия получили наибольшее распространение в современных условиях. При этом подавляющая часть партнерских предприятий создана в форме обществ с ограниченной ответственностью. Фи­нансовый потенциал таких предприятий в сравнении с индивидуальными значительно выше, что определяет более диверсифицированные формы их финансовой де­ятельности и организационную самостоятельность фи­нансового управления.

Корпоративные предприятия, созданные в форме открытых и закрытых акционерных обществ, также по­лучили определенное распространение в нашей стране. Часть таких предприятий создано с участием иностран­ного капитала. Особенностями финансовой деятельности таких предприятий являются:

- широкие возможности формирования финансовых ресурсов из внешних источ­ников путем эмиссии акций и облигаций,

- активная де­ятельность на рынке ценных бумаг,

- обширная диверси­фикация видов финансовых операций,

- необходимость формирования дивидендного фонда для обеспечения соответствующих выплат акционерам,

- наиболее глубо­кая специализация финансового управления.

3. По отраслевому признаку предприятия подразделя­ются в соответствии с действующим классификатором отраслей (видов деятельности). Отраслевые особенности финансовой деятельности предприятий характеризуются:

- существенными различиями удельной капиталоемкости продукции (объема капитала на единицу стоимости про­изведенной и реализованной продукции);

- соотношения оборотных и внеоборотных активов (на предприятиях сферы обращения преобладает доля оборотных активов, в то время как на предприятиях производственного сек­тора экономики преимущественную долю составляют внеоборотные активы);

- продолжительностью опера­ционного цикла (определяющего различную скорость обращения оборотных активов и капитала в целом).

4. По размеру собственного капитала предприятия принято подразделять на малые, средние, большие и круп­ные. количественные кри­терии классификации предприятий по этому признаку, кроме малых предприятий, не являются официальными и подвержены изменению в динамике). Размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсифи­кацию форм его финансовой деятельности, уровень спе­циализации финансового управления.

5. По монопольному положению на рынке выделя­ются предприятия:

–«естественные монополисты»

- пред­приятия, занимающие монопольное положение по кри­терию доли реализации на соответствующем рынке своей продукции;

- предприятия, осуществляющие свою дея­тельность в конкурентной рыночной среде.

Основная особенность финансовой деятельности перечисленных видов предприятий заключается в различных потенци­альных возможностях формирования собственных фи­нансовых ресурсов за счет прибыли на основе исполь­зования механизма монопольного ценообразования.

6. По стадии жизненного цикла выделяют предприя­тия, находящиеся на стадии:

- рождения

- детства

- юно­сти

- ранней зрелости

- окончательной зрелости - старения.

Особенности финансовой деятельности пред­приятий, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла, заключаются:

- в различных уровнях инвестиционных потребностей (а соответственно и раз­личных темпах прироста общего объема финансовых ресурсов);

- различных возможностях привлечения заем­ного капитала;

- уровне диверсификации финансовых операций;

- уровне финансового риска.

Учет особенностей отдельных предприятий как объ­екта финансового управления позволяет более эффек­тивно осуществлять финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием и определенных субъектов управления. Современная практика финансового менедж­мента позволяет выделить три основных группы таких субъектов (рис.).

Финансовые службы и управления

Рисунок. Состав основных субъектов финансового ме­неджмента.


1. Собственник предприятия самостоятельно осуще­ствляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объемом финан­совой деятельности. В этом случае в привлечении для осуществления этих функций специалиста - наемного работника нет необходимости.

2. Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом - наемным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления пред­приятием. Такие специалисты используются в основном на предприятиях для общего руководства финансовой деятельностью.

3. Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом - наемным работником, осуществ­ляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия.

Современная, зарубежная и отечественная практика выделяет следующие формы специализации функциональ­ных финансовых менеджеров:

а) менеджер по управле­нию инвестициями предприятия (инвестиционный менеджер);

б) менеджер по управлению денежными потоками предприятия (кэш-менеджер);

в) менеджер по управлению финансовыми рисками предприятия (риск-менеджер);

г) менеджер по антикризисному фи­нансовому управлению предприятием при угрозе банкрот­ства (антикризисный менеджер) и некоторые другие.

С увеличением объемов финансовой деятельности и ее диверсификацией потребность в финансовых менедже­рах всех уровней будет возрастать, а их специализация - постоянно расширяться.

4. На крупных предприятиях для управления финансами создаются самостоятельные подразделения – финансовые службы и управления.

Успех деятельности финансового менеджера определяют многие факторы. Ориентируясь на представление финансового менеджмента в четырех аспектах (наука, вид деятельности, подсистема, искусство) можно факторы успеха финансового менеджера также разделить на четыре группы:

- знания: понимание теории финансов, менеджмента, бухгалтерского учета, законодательства,

- умения: используемые финансовые методы, приемы и модели,

- лидерские качества: авторитет, активность, смелость, способность убеждать,

- интуиция: способность чувствовать возможности и угрозы, проницательность.

Чтобы эффективно использовать весь арсенал финансовых методов финансовый менеджер должен знать и уметь:

- применять теорию финансов, кредита и финансового менеджмента,

- бухгалтерский учет,

- действующее законодательство РФ в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности,

- порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке),

- основы налогообложения,

- методику экономического анализа.

Особо важно для финансового менеджера умение читать бухгалтерский баланс, так как последний является одним из важнейших документов, характеризующих использование финансовых средств предприятия.

Финансовый менеджер должен обладать концептуальными способностями:

- видеть главные направления, создающие благоприятные возмож­ности или угрозу для корпорации;

- принимать решения в условиях риска и др.

В любом предприятии создается некоторая система управления, предназначенная для координации действий своих подразделений и со­трудников. В основе этой системы лежит так называемая организацион­ная структура, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействую­щих структурных и функциональных подразделений.

Одним из важ­нейших компонентов общей системы управления деятельностью пред­приятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьироваться.

В малом предприятии:

- эта структура может вообще отсутствовать,

- а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером;

- в этом случае (а он является весьма распространенным) техническое оформление финансовых решений возлагается на бухгалтерию,

- а ответственность за их принятие - на ди­ректора.

В крупном предприятии, деятельность которого по определе­нию отличается многообразием в том числе и в области финансов, по­добный подход мало продуктивен, а потому, как правило, в организаци­онной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансо­вая служба (рис.).


Финансовый анализ и планирование Финансовый учет

Управление инвестиционной деятельностью Управленческий учет

Управление источниками финансирования Информационное обеспечение

деятельности

Управление денежными средствами Составление отчетности

Кредитная политика в отношениях Организация внутреннего аудита

с контрагентами Управление налогами

Рис. Финансовый компонент в организационной структуре управления

деятельностью фирмы

В приведенном рисунке структурно выделены два крупных подраз­деления финансовой службы предприятия:

- планово-аналитический, который отвечает за вопросы про­гнозирования, планирования и организации финансовых потоков

- учетно-контрольный, который организует учет, финансовый контроль и информационное обеспе­чение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать:

- их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета,

- общность глав­ных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

Поскольку никакая оргструктура не может быть создана раз и на­всегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации довольно длителен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: