Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании с определенными затратами:
- акционерам надо выплачивать дивиденды,
- банкам – проценты за предоставленные ими ссуды,
- инвесторам – проценты за сделанные ими инвестиции и др.
Иными словами, источник средств чаще всего не бесплатен, поэтому к нему применимо понятие «цена источника».
Цена источника финансирования – это относительная сумма средств, которую надо регулярно платить за использование определенного объема привлекаемых финансовых ресурсов.
Цена источника выражается в процентах к этому объемуфинансированного капитала (годовая процентная ставка).
При этом привлечение одного и того же объема средств, но из разных источников может обходиться корпорации (финансовому реципиенту) более или менее дорого.
Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она сводится не только к:
- исчислению относительной величины денежных выплат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы,
|
|
- но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестированного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную цену.
Следует отличать понятие «цены капитала предприятия» от понятий «капитал» и «цена предприятия».
Цена капитала предприятия – это относительные издержки предприятия по привлечению капитала (%).
Цена предприятия – сумма денег, которую следует заплатить при покупке предприятия (руб.).
Капитал предприятия – стоимостная оценка источников средств (имущества) предприятия (руб.).
Любая корпорация обычно финансируется одновременно из нескольких источников. Поскольку цена каждого источника различна, цену капитала корпорации находят по формуле средней арифметической взвешенно й. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.
Финансовый менеджер должен знать цену капитала своей компании по многим причинам:
- цена собственного капитала представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов.
- цена заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми процентами, поэтому, надо уметь выбирать наилучший из нескольких вариантов привлечения капитала.
- максимизация рыночной стоимости фирмы, что является основной задачей, стоящей перед управленческим персоналом, достигается в результате действия ряда факторов, в частности за счет минимизации стоимости всех используемых источников.
|
|
- цена капитала является одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов.
Уровень стоимости капитала предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия. Снижение уровня стоимости капитала приводит к соответствующему возрастанию рыночной стоимости предприятия и наоборот. Особенно оперативно эта зависимость реально отражается на деятельности акционерных компаний открытого типа, цена на акции которых поднимается или падает при соответственно снижении или росте стоимости их капитала. Следовательно управление стоимостью капитала является одним из самостоятельных направлений повышения рыночной стоимости предприятия, что является одной из целей управления его прибылью.