Подходы к оценке цены капитала

Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании с определенными затратами:

- акционерам надо выплачивать дивиденды,

- банкам – процен­ты за предоставленные ими ссуды,

- инвесторам – проценты за сделанные ими инвестиции и др.

Иными словами, источник средств чаще всего не бесплатен, поэтому к нему применимо понятие «цена источника».

Цена источника финансированияэто относительная сумма средств, которую надо регулярно платить за использование определенного объема привлекаемых финансовых ресурсов.

Цена источника выражается в процентах к этому объемуфинансированного капитала (годовая процентная ставка).

При этом привлечение одного и того же объема средств, но из разных источников может обходиться корпорации (фи­нансовому реципиенту) более или менее дорого.

Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она сводится не только к:

- исчислению относительной величины денежных вы­плат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресур­сы,

- но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестиро­ванного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не умень­шить свою рыночную цену.

Следует отличать понятие «цены капитала предприятия» от понятий «капитал» и «цена предприятия».

Цена капитала предприятия – это относительные издержки предприятия по привлечению капитала (%).

Цена предприятия – сумма денег, которую следует заплатить при покупке предприятия (руб.).

Капитал предприятия – стоимостная оценка источников средств (имущества) предприятия (руб.).

Любая корпорация обычно финансируется одновременно из нескольких источ­ников. Поскольку цена каждого источника различна, цену капитала корпорации находят по формуле средней арифметической взве­шенно й. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

Финансовый менеджер должен знать цену капитала своей компании по многим причинам:

- цена собственного капитала представляет со­бой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов.

- цена заемных средств ассоциируется с уплачиваемы­ми процентами, поэтому, надо уметь выбирать наилучший из нескольких вариан­тов привлечения капитала.

- максимизация рыночной стоимости фирмы, что является основной задачей, стоящей перед управленческим персоналом, дос­тигается в результате действия ряда факторов, в частности за счет минимизации стоимости всех используемых источников.

- цена капитала явля­ется одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов.

Уровень стоимости капитала предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия. Снижение уровня стоимости капитала приво­дит к соответствующему возрастанию рыночной стоимос­ти предприятия и наоборот. Особенно оперативно эта зависимость реально отражается на деятельности акцио­нерных компаний открытого типа, цена на акции кото­рых поднимается или падает при соответственно сни­жении или росте стоимости их капитала. Следовательно управление стоимостью капитала является одним из са­мостоятельных направлений повышения рыночной сто­имости предприятия, что является одной из целей управ­ления его прибылью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: