Модели управления персоналом.
Лекция №2
Потребность в персонале и способы ее расчета.
Цикл планирования персонала. Виды планов по персоналу.
Принципы и методы планирования человеческих ресурсов
Планирование персонала и его функции
Планирование персонала.
Доп. тема: История и значение служб персонала.
Управление персоналом есть управление человеком в организации (а не в процессе деятельности!), направлено на обеспечение условий для эффективного и наиболее полного использования его интеллектуальных и физических возможностей, повышение качества жизни, укрепление трудовых отношений, изменение мотивации и получение от работников максимальной отдачи.
Концепция управления персоналом представляет собой систему теоретических взглядов на сущность, цели, задачи, критерии, принципы, методы соответствующей деятельности и организационно-практические подходы к формированию механизма ее осуществления.
|
|
В последние годы в сфере управления персоналом появился стратегический уровень и стала складываться его четка система, ориентированная на развитие человеческого капитала, которую можно разделить на следующие основные подсистемы:
· Формирование и развитие персонала;
· Организация и обеспечение процесса управления (кадровое, техническое, информационное, правовое, финансовое, методическое, социально-психологическое и т.п.)
Принципами формирования системы управления персоналом считают:
· Соответствие целям организации и задачам управления ею;
· Простата и практичность;
· Экономичность (снижение доли затрат на управление персоналом в себестоимости продукции и услуг);
· Прогрессивность (построение на научной основе);
· Перспективность (возможность дальнейшего развития);
· Комплексность (взаимосвязь всех автономных элементов);
· Информационная открытость и проч.
Решение практических задач управления персоналом связано также с воздействием с помощью экономических, организационных и социальных рычагов:
· На условиях жизни и деятельности индивидов и социальных групп;
· Межличностные отношения;
· Процесс развития субъекта и формирования личности.
При этом решаются следующие основные задачи:
· Анализ и нормирование трудовых процессов;
· Планирование потребности в персонале;
· Осуществление внешнего и внутреннего маркетинга персонала;
· Совершенствование форм и методов его отбора, расстановка, оценка, продвижения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
|
|
· Улучшение структуры кадров за счет высококвалифицированных специалистов во всех звеньях производства и управления;
· Обеспечение деятельности по управлению персоналом необходимыми материальными, финансовыми средствами, управление расходами на персонал;
· Осуществление научной организации рабочих мест, рационализации процессов производства и управления, трудовых графиков для повышения качества трудовой жизни;
· Формирование трудовых коллективов с учетом психологической и социально-психологической совместимости участников, обучение работе в команде и проч.
Показателями эффективности и качества системы управления персоналом можно считать:
· Степень достижения целей организации;
· Минимизацию доли затрат на персонал при их абсолютном росте;
· Рост общей экономической эффективности;
· Неукоснительное соблюдение заданных параметров производственного процесса, точность, оперативность решения проблем;
· Благоприятный морально-психологический климат в коллективе.