double arrow

Опыт Л. и Б. Никитиных


Всему миру известен опыт воспитания JI. и Б. Никитиных. Они создали в своей семье уникальные условия воспитания детей, а сейчас делятся своим опытом со страниц книг «Мы и наши дети», «Мы, на­ши дети и внуки», «Развивающие игры» и др. Полистаем их мы.

Огромное место в этих книгах занимают рассказы, посвященные здоровью детей. Не случайно одна из глав называется: «Главная за­бота — здоровье», где идет разговор о здоровье ребенка с первого часа рождения.

Супруги Никитины пережили много проблем и трудностей из-за диатеза, который беспокоил шестерых детей. Только на седьмой раз они решили в качестве профилактического средства приложить как можно раньше ребенка к груди. Результат этого — никаких следов диатеза до школьного возраста. Диатез болезнью не считается, но мучений от него ребенку и родителям много. И вот очень простой ре­цепт избавления от диатеза.

В кормлении Никитины не рекомендуют придерживаться строго­го режима. Лучше понаблюдать за ребенком и установить режим, ко­торый он сам себе выбирает. И если у него возникает потребность в кормлении ночью, не отказывать ему в этом. Как видим, эти поло­жения противоречат традиционной медицине.




Проблема диатеза подтолкнула Никитиных к «закаливанию». Ле­на Алексеевна пронаблюдала, что на холоде у ребенка исчезают крас­ные пятна от диатеза, снижается зуд. Заметив это, она начала про­водить «закаливание» — выносить ребенка в холодный тамбур на короткое время. Там он сразу переставал плакать и даже веселился. В 1,5 года малыш уже сам выбегал босиком на снег. Именно с этого периода начиналось закаливание в семье Никитиных. Пример ребен­ка стал примером для родителей, которые тоже стали прибегать к «снежным процедурам».

В систему закаливания Никитины включают и воздушные ванны во время кормления. Подразумевается, что ребенок одет только в рас­пашонку, а позже может быть и совсем раздетым. А вот для сна его уже надо укутывать в пеленки.

Не менее полезным, чем холод, Никитины считают солнце. К солн­цу тоже нужно постепенно приучать. С первых дней выносить ребенка на солнце раздетым на 5—6 мин, прикрыв голову уголком пеленки. Через месяц можно загорать 10—20 мин и т. д. Критерием продолжи­тельности солнечных ванн является самочувствие ребенка.

Таким образом супруги Никитины предоставили своим малышам удовольствие ощущать самые разные естественные воздействия ок­ружающей среды: и перепад температур, и прямые солнечные лучи, и ветерок, и прохладный дождик или настоящий летний ливень...

Говоря о здоровье, нельзя упускать вопрос о питании. Главное здесь — свежие овощи и фрукты на столе ежедневно. А кондитерские изде­лия, шоколад можно позволять по большим праздникам, что совсем не похоже на современных родителей, которые балуют своих детей сладостями.



Помимо перечисленных проблем есть и другие, которые обычно откладывают «на потом». Это проблемы физического, умственного и нравственного воспитания, и решать их нужно уже в первый год жизни ребенка.

Первые физические упражнения для ребенка — напряжения мышц в различных ситуациях, например, напряжение от прохлады, при более энергичном обращении родителей с малышом, подъем и опускание малыша, когда он держится за пальцы родителей. Когда ребенок подрастает, круг физических упражнений расширяется, он начинает ползать, появляются громадные (для ребенка!) расстояния, которые надо преодолевать, большая работа рукам, ногам да и сер­дечку тоже, разве можно их сравнить с микроперемещениями в кро­ватке?!

Считается, что ползанье — необязательная фаза в развитии дви­жений ребенка. Но ведь бывают случаи, когда в играх, спортивных упражнениях нужно быстро и легко ползти. Непривычному это на­много труднее: ведь тут используются другие группы мышц. Кроме того, во время ползанья развиваются и крепнут руки. В общем это прекрасная подготовка к будущей ходьбе.



Первые шаги ребенка доставляют много радости и тревог взрос­лым, которые побаиваются, что малыш упадет. Борис Павлович счита­ет, что ребенок обязан учиться падать. Ведь в любой беготне, подвиж­ной игре, спорте сплошь и рядом бывают ситуации, когда падения не избежать. Значит, сильный ушиб, травма могут быть там, где умею­щий падать отделается легким испугом, а то и вовсе такой мелочи не заметит.

Создавая малышам условия для разнообразных движений и позво­ляя им двигаться, сколько они хотят, Никитины не только развива­ли мышцы детей, но и укрепляли их внутренние органы, так как раз­витие скелетно-мышечной системы ребенка влечет за собой развитие других органов и систем организма. Кроме того, активная физическая деятельность способствует и умственному развитию детей. Может быть, в этом возрасте овладение движениями есть один из главных видов умственной работы малышей?!

В основу умственного развития детей Никитины положили «три кита»: богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность детей в занятиях и играх, искренняя за­интересованность родителей в их делах.

Важнейшим условием развития всех способностей Никитины счи­тают своевременное начало. Каждый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными способностями ко всем видам деятельности. С возрас­том они постепенно слабеют. Поэтому очень важно, чтобы условия опе­режали развитие, которое будет просто своевременным, а вовсе не «ранним».

Ребенку необходимо щирокое поле деятельности, нужно, чтобы в его руки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, мо­лоток, краски, картон, пластилин, кубики — все то, чем можно ра­ботать. У Никитиных для такой деятельности существует комната- мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди, т. е. проявить себя в каком-то виде творчества. Родители постарались воспользоваться чуткостью и восприимчивостью детского ума в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса, времени и т. д. Дети с раннего возраста пользуются наглядностью, которая представлена в их доме в широком ассортименте: касса пись­менных букв из проволоки, учебный термометр метрового роста, самодельные часы, простые математические таблицы, измерительные приборы — весы, динамометры, секундомеры. Особое место среди всего этого занимают развивающие игры. В них можно играть уже на втором году жизни, о них Никитиными написана целая книга. Развивающие игры могут дать пищу для ума с раннего возраста, они создают условия для опережающего развития способностей. Как и любые игры, они создают атмосферу свободного, радостного твор­чества.

Никитины считают, что, предоставив ребятишкам максимум сво­боды, можно избежать сразу трех зол: перегрузки, возможного отвра­щения детей от нужных и полезных дел, тяги к уличным соблазнам.

Наряду со свободой в поступках и времяпрепровождении ужива­ются в этой семье обязательные дела, которые надо делать без всяких «хочется, не хочется»,И таких дел в доме много. Главное — не упус­тить тот момент, когда ребенок пытается делать все, что делают папа или мама. Эту помощь нужно принять, а не отвергать. Давая какие- то поручения, нужно предлагать помощь другому, а не отдавать при­казания.

В семье Никитиных все дети имеют поручения, начиная с малень­кого возраста (например, с года), и все получают в конце месяца зар­плату за работу на «швейной домашней фабрике», расписываются в ведомости, где указывается «квалификация» работника, количество рабочих часов и сумма: от 23 коп. у четырехлетней Юли до 3—4 руб. у мамы и десятилетнего Антона. Так возникло очень бережное отно­шение к трудовым деньгам, которые тратились не легкомысленно, а только на нужные вещи.

Лена Алексеевна Никитина уверена, что и физическое, и умст­венное, и трудовое воспитание важны. Но самое главное в жизни с детьми — налаживание человеческих отношений. Она убежде­на, что школьная жизнь ребенка зависит не только от его здоровья

и умственного развития, но и от того, каков он будет в ребячьем кол­лективе: отзывчив или эгоистичен, общителен или замкнут, сможет ли оставаться самим собой в разных сложных ситуациях. Все зависит от его опыта общения до школы: было ли ему о ком заботиться, с кем поспорить, перед кем отстоять себя, научился ли он жалеть, сочувст­вовать, понимать других, почувствовал ли он ни с чем не сравнимую радость отдачи, ощущение нужности людям. На пути к этим азбучным истинам Никитиным помогло то, что у них была большая семья, где дети выступали в разнообразных отношениях со взрослыми и между собой — помощь, забота, подражание, отстаивание, обида, жалость и т. д. и т. п. А родители регулировали эти отношения, налаживали их на основе взаимного уважения среди членов семьи и на основе за­боты друг о друге. Так у детей вырабатывалась правильная ориента­ция в нравственных ценностях, твердое знание того, что такое хоро­шо, что такое плохо.

Итоговый тест

1. Какие задачи ставит общественное воспитание?

2. В чем сущность социальной работы?

3. Каковы воспитательные функции семьи?

4. Каковы причины неудовлетворительного воспитания детей в семье?

5. В чем причина кризиса современной семьи?

6. Какие могут быть пути выхода из кризиса?

10. Какие типы семейных отношений вы могли бы выделить?

11. Каковы особенности воспитания в антисоциальных семьях?

12. Что входит в содержание семейного воспитания?

13. Какие стили семейных отношений получили наибольшее рас­пространение?

14. Какими особенностями характеризуется воспитание в семье Ни­китиных?

15. Охарактеризуйте общие методы семейного воспитания.

16. Как совершается выбор и применение методов родительского воспитания?

17. Укажите на наиболее распространенные ошибки семейного вос­питания.

18. Охарактеризуйте общие принципы семейного воспитания.

19. Проанализируйте правила семейного воспитания.

20. Какие правила вы ввели бы как обязательные?

21. Проанализируйте содержание системы «школа — семья».

22. Какие главные задачи вы выделите в педагогической поддерж­ке семьи? •

23. Какие направления связи «школа — семья» являются приори­тетными в нынешних условиях?

24. Проанализируйте главные формы сотрудничества классного ру­ководителя с семьей.

25. Какие правила должен соблюдать классный руководитель при посещении семьи?

Какие советы родителям может дать классный руководитель?

26. Что такое педагогическая диагностика семьи и как она осуще­ствляется?

27. Как рассказывать родителям об их детях?

28. Какие процессы происходят в семье в связи с внедрением ры­ночных отношений в обществе?

29. Как должны реагировать общество и государство на проблемы семьи?

30. Что бы вы вписали в памятку родителям?

31. Приведите положительные примеры успешного преодоления трудностей семейного воспитания?

32. Какие изменения в семейном воспитании могут произойти в будущем?







Сейчас читают про: