Система государственных органов надзора и кош роля за соблюдением законодательства о труде

Модуль 11. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

11.1. Понятие надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов.

Различие между контрольной и надзорной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов, а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают -и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц к ответственности.

В зависимости от органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это властная правоохранительная деятельность специально уполномоченных на то органов по выявлению правонарушений в области трудовых отношений, совершенных нанимателями всех форм собственности и их должностными лицами.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде отличается рядом специфических особенностей:

1 Надзор ведется за деятельностью предприятий всех форм собственности и должностных лиц, не находящихся в административном подчинении у органов, осуществляющих государственный надзор,

2 Органы, осуществляющие государственный надзор, наделены административными и юрисдикционными полномочиями властного характера.

3 Указанные правомочия органов государственного контроля и надзора направлены на издание правоохранительных актов индивидуального значения

Особое место в регулировании и организации трудовых отношений, а также в осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о труде занимает Министерство труда и социальной зашиты Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной:защиты Республики Беларусь - это республиканский орган управления, осуществляющий государственную политику, управление и государственный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения, отношения занятости и трудоустройства и отношения по социальной защите населения

В систему Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь входят: Департамент государственной инспекции труда, органы государственной службы занятости населения, Фонд социальной зашиты населения, областные и Минская городская экспертизы труда.

Основными задачами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики в социально-трудовой сфере.

Министерство труда и социальной зашиты Республики Беларусь организует работу по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения:

1. Осуществляет контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения со стороны органов государственной службы занятости и нанимателей;

2 Координирует работу государственной службы занятости в организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения.

3. Подготавливает разъяснения о порядке применения законодательства о занятости населения;

4 Организует проверки деятельности органов государственной службы занятости населения по контролю за соблюдением законодательства о занятости,

5. Анализирует и обобщает практику, предложения, заявления, жалобы граждан и нанимателей по вопросам занятости населения

Департамент государственной ннспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет специальные контрольные и надзорные функции, то есть является единственным специализированным органом по надзору и контролю за

соблюдением законодательства о труде и охране труда в полном объеме.

Основными задачами Департамента являются:

1 Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

2 Выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

3. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде, в том числе по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Проверяет работу государственных органов, иных государственных организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнению уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам;

2. Заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных. Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

3. Вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде нормативных правовых актов, технических нормативных актов, локальных нормативных актов.

4. Вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

5. Информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений.

6. В случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью работников и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии),

аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты.

7. Осуществляет предварительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил но охране труда;

8 Проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет контроль за соблюдением нанимателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

9. Осуществляет контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной зашиты.

10 Осуществляет анализ нарушении законодательства о труде, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению.

11 Ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц нанимателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

12 Применяет в установленном законодательством порядке санкции к нанимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде.

13 Рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы работников и иных граждан, нанимателей и их уполномоченных должностных лиц в порядке, установленном законодательством;

14 Содействует изучению нанимателями и работниками законодательства о труде, норм и требований по охране труда;

15 Налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Государственный инспектор труда имеет право:

1 По предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде.

2 Знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения.

3. Направлять запросы в соответствующие государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, получать информацию и материалы по вопросам, входящим в их компетенцию.

4 Получать от нанимателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы.

5 Устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта).

6 Выдавать нанимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде.

7. Требовать от нанимателей отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших в установленном порядке проверку знаний, обучение и (или) инструктаж по охране труда либо медицинский осмотр.

8 Приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организации, их структурных подразделений, станков машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений.

9 Проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, устанавливать лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства о труде.

10 Налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде штрафы на уполномоченных должностных лиц нанимателя, применять к нанимателям санкции или выносить им предупреждения.

11 Составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц нанимателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд.

12 Требовать от нанимателей создания необходимых условий для осуществления государственными инспекторами труда своих полномочий и так далее.

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры.

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами, местными органами власти, организациями, должностными лицами и гражданами.

Предметом общего надзора является точное и неуклонное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий. Проверки проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Прокуратура проводит также плановые проверки.

Прокуратура может в установленном порядке приносить протесты на акты нанимателя, нарушающие трудовые права граждан, вносить представления с требованиями об устранении нарушении закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносить предписания об устранении нарушений закона.

В систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, также входят:

1 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Осуществляет управление деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны. В структуру Министерства входят Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, органы государственного пожарного надзора.

2 Государственный санитарный надзор осуществляют органы и учреждения, входящие в систему Министерства здравоохранения Деятельность указанных органов направлена на профилактику заболевании путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: