Конкурентоспособность как экономическая категория. Сущность и характеристика основных конкурентных преимуществ (Л. 11.5)

2.

Совершенная конкуренция предполагает наличие на рынке неограниченного количества продавцов и покупателей и невозможность установления ими контроля над ценами. Для этого вида конкуренции характерны легкость входа предпринимателя в отрасль, равные возможности покупателей и продавцов в доступе к информации о состоянии рынка. Для специалистов в теории цены «совершенная конкуренция означает ситуацию, где каждый субъект рынка делает то же самое, что и любой другой, где совершенно бессмысленно пытаться достичь чего-то лучшего, чем-то, что делают другие, и в которой фактически нет необходимости следить за тем, что делают другие».

Совершенная конкуренция имела место на первых этапах развития индустриального общества, «когда на рынке преобладали стандартные товары, качество которых могло быть сравнительно легко оценено покупателем» *. В дальнейшем эти свойства были характерны лишь для рынка сырья и сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция определяется, во-первых, как рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; во-вторых, как характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; в-третьих, как рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Несовершенная конкуренция предполагает активное включение в конкурентные отношения элементов монополизации, установление контроля за ценами со стороны некоторых субъектов рынка. Несовершенная конкуренция создает такое положение на рынке, при котором имеют место осложнения при входе в рынок и выходе из него, ограничены доступ к информации, число покупателей и продавцов.

На рынках с несовершенной конкуренцией фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на условия деятельности ее конкурентов. Крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, часто стараются избегать прямой ценовой конкуренции. Это возникает из-за неопределенности реакции фирм-конкурентов на изменение цены и наличия взаимных интересов в удержании цен выше уровня, который господствовал бы в условиях чистой конкуренции.

На рынках с несовершенной конкуренцией как крупные, так и мелкие фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особенно проявляется в рекламе, подчеркивающей реальное или воображаемое различие в товарах и услугах, поставляемых потребителям. На рынках, где доминируют крупные фирмы, существует сильное давление в поддержку ценового сговора. Хотя в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, где фиксирование цен является нелегальным, сговор чаще происходит не в явной, а в «подразумеваемой» форме.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Ведущей формой конкурентных отношений в современном бизнесе является монополистическая конкуренция, при которой достаточно большое число субъектов делает ставку на выпуск какой-то особой продукции, играя при этом роли и монополиста и конкурента с реальной возможностью контроля за ценами на свои особые продукты или услуги.

Олигополия — это тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар при этом может быть и дифференцированным и стандартным. Фирмы-олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.
Монополия — это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья или при помощи недобросовестной конкуренции.

Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий:

- необходимых факторов производства,

- развитого спроса, зрелости конкурентной среды,

- качества управления,

- разумной государственной политики

- и даже благоприятных случайностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: