Равновесие конкурентной фирмы

· В анализе поведения фирм мы исходим из их ориентации на получение максимума прибыли. · Для фирм, осуществляющих предложение своих товаров в различных рыночныхструктурах, по-разному складывается характер спроса. От этогосущественно зависят условия равновесия фирм, то есть условия максимизации ихприбыли.Рассмотрим сначала рациональное поведение конкурентной фирмы. Pr - (Profit) -прибыль фирмы; TR - (Total Revenue) - валовой доход, который зависит от уровня цен иобъемов продаж: TR= P * Q; MR - (Marginal Revenue) - предельный доход, то есть прирост валовогодохода, приходящегося на единицу прироста объема продаж: MR= D TR / D Q. Рисунок 25. Формирование спроса на продукцию конкурентной фирмы Для фирм, осуществляющих предложение на совершенно конкурентных рынках, спросна их товары представляется как не зависящий от их собственных объемовпредложения.Конкурентные фирмы считаются ценополучателями, так как цена на их товарыформируется на основе взаимодействия всех фирм, действующих в данной отрасли.Сколько бы продукции не поставляла фирма на рынок, цена (P*)отдельной единицы будет величиной постоянной. Соответственно, доход, получаемыйфирмой от производства и поставки на рынок дополнительной единицы продукции(предельный доход, MR) будет также величиной постоянной, равной цене единицытовара: MR = D (P*Q) / D Q = (P * D Q) / D Q = P; MR = P Таким образом, у конкурентной фирмы остается только один параметр, которыйможет изменить величину прибыли: объем предложения продукции. Для выявленияоптимального объема предложения, позволяющего максимизировать прибыль, будемиспользовать предельный анализ.Сопоставим величины предельного дохода и предельных издержек для разныхобъемов производства. Очевидно, поставлять на рынок дополнительную единицупродукции имеет смысл при условии, что издержки будут покрываться доходом, тоесть рыночной ценой продукции. Следовательно, до тех пор, пока предельныеиздержки не сравняются с рыночной ценой необходимо осуществлять поставкупродукции. Рисунок 26. Равновесие в условиях совершенной конкуренции. Рассмотрим более детально состояние равновесия конкурирующей фирмы. Для этогообратимся к анализу средних издержек и их сопоставлению с рыночной ценойтовара. Здесь возможны три варианта решения: а). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, который позволяет фирмепокрывать совокупные средние издержки (ATC) при данном (Q0) объемепроизводства, следовательно, от каждой поставленной единицы продукции фирмаполучает прибыль, а производство в объеме Q0 обеспечиваетмаксимизацию прибыли. Рисунок 27. Максимизация прибыли конкурентной фирмой б). Если рыночная цена (P) сложилась на уровне, меньшем совокупныхсредних издержек (АТС), но большем переменных средних издержек (AVC), тонеобходимо осуществлять производство в объеме Q0. Рисунок 28. Минимизация убытков конкурентной фирмой Если фирма не будет осуществлять предложение в этих условиях и прекратитпроизводство, ее убытки будут больше на величину (P0 - AVC0) * Q0. Производство в данном объеме будет обеспечивать минимизациюубытков: доходы будут полностью покрывать переменные издержки и частичнопостоянные. Если предложение не осуществлять, то убытки, понесенные фирмой,будут больше: постоянные издержки не будут оплачены ни на копейку. в). Если же цена (Р) не покрывает даже переменных издержек, то фирмабудет минимизировать убытки, прекратив предложение. Тогда убытками будетвеличина постоянных издержек. Прекращение предложения конкурентной фирмой Анализ рационального поведение конкурентной фирмы - это одновременно иобоснование закона предложения: выделив все точки объема предложения,обеспечивающего максимизацию прибыли или минимизацию убытков, мы получаемкраткосрочную кривую предложения фирмы.Краткосрочная кривая предложения фирмы показывает количество продукции,которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобымаксимизировать прибыль (минимизировать убытки). Рисунок 29. Кривая предложения конкурентной фирмы в коротком периоде Напомним, что длительный период в деятельности фирмы - это временнойинтервал, на котором фирма может изменить производственные мощности,полностью закрыть производство или организовать совершенно новое.Анализ поведения конкурентной фирмы в длительном периоде ( разобратьсамостоятельно: Макконмелл К.,, Брю С. Экономикс: Принципы, проблема иполитика. Т.2, с. 79- 84 ) показывает, что конкурирующая фирмаосуществляет предложение на долговременном интервале в объеме,соответствующем минимуму средних издержек. Таким образом, общее условие равновесия конкурентной фирмы может бытьописано следующим равенством: P = MC = ATC Это соотношение позволяет сделать следующие выводы:1. Деятельность конкурентной фирмы характеризуется производственнойэффективностью. Равновесие фирмы при соблюдении равенства P=ATC означает, что конкурентныйпроизводитель всегда стремится к производству с минимальными затратамиресурсов, то есть стремится к производству наименее дорогостоящим способом. 2. Конкурентная фирма наиболее эффективно распределяет ресурсы, применяя ихв производстве благ в том объеме, который соответствует общественнымпотребностям. Издержки, использованные в производстве данного товара, могли бы пойти наизготовление и предложение других благ.Равенство P=MC указывает на то, что производитель использует на производстводанного продукта ресурсы только до тех пор, пока потребители готовыоплачивать его издержки.Если бы предложение осуществлялось в объемах, соответствующих неравенствуP<MC это означало бы избыточное привлечение ресурсов на производство данноготовара. Цена, в которой выражена предельная полезность блага для потребителей,ниже предельных издержек, затраченных на это благо.Аналогично, если бы имело место условие равновесия P>MC, это означало бынедостаточное направление ресурсов на производство данного товара. Цена спроса,отражающая предельную полезность, большая предельных издержек, подсказываетпроизводителю, что потребители готовы платить за дополнительное количествоименно этого товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: