Задачи с решениями

Планирование материально-технического обеспечения

Вопросы для контроля

Задачи для самостоятельного решения

1. Рассчитать производственную программу по техническому обслуживанию автомобилей-самосвалов на год при следующих исходных данных: АТП расположено в районе с умеренно холодным климатом; категория условий эксплуатации II; среднесписочное количество автомобилей – 500 ед.; среднесуточный пробег – 120 км; общий пробег – 16320 тыс. км.

2. Рассчитать производственную программу по техническому обслуживанию и ремонту автобусов ЛиАЗ-6212-01 на год. Исходные данные: среднесписочное количество автобусов – 250 ед.; среднесуточный пробег – 200 км; пробег с начала эксплуатации – 300 тыс. км. Автобусы работают в городе с населением 700 тыс. жителей, расположенном в районе с холодным климатом, на дорогах с асфальтобетонным покрытием.

1. Какие показатели подлежат расчету в производственной программе по ТО и ТР автомобилей, и какова последовательность выполнения этих расчетов?

2. Каково назначение корректирующих коэффициентов нормативов периодичности и трудоемкости технического обслуживания, текущего ремонта автомобилей?

3. Для чего проводится сезонное обслуживание автомобилей, и как планируется трудоемкость этого вида технического воздействия?

4. Как учитывается техническое состояние парка автомобилей при планировании производственной программы по ТО и ТР?

План материально-технического снабжения АТП непосредственно связан с производственной программой по эксплуатации подвижного состава. Она является базой для определения потребности в материальных ресурсах на планируемый период. Исходя из плана перевозок и производственной программы по эксплуатации, определяют потребность в следующих видах ресурсов:

- топливе;

- смазочных и прочих эксплуатационных материалах;

- материалах и запасных частях для технического обслуживания и ремонта;

- шинах;

- агрегатов.

При определении потребности в топливе и смазочных материалах следует пользоваться «Нормами расхода топлива на автомобильном транспорте», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации, либо временными нормами расхода топливно-смазочных материалов, разработанными предприятием на основе «Типовой методики установления норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Нормы расхода топлива дифференцируются по марке и модели подвижного состава и соответствуют определенным условиям эксплуатации.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

- норма на 100ткм транспортной работы (учитывает дополнительные расход топлива при движении автомобиля с грузом);

- норма на езду с грузом (учитывая увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах порузки-разгрузки).

Планирование потребности в топливе. Для всех типов подвижного состава общий расход топлива, л определяется по формуле

Отобщ = Оэкспл + Озим + Овг,

где Оэкспл – расход топлива на эксплуатацию;

Озим – дополнительный расход топлива на зимние условия эксплуатации, л;

Овг – расход топлива на внутригаражные нужды, л.

Для автомобилей тягачей, бортовых и автомобилей цистерн, работающих по тарифу за перевезенную тонну груза, расход топлива на эксплуатацию, л, рассчитывается таким образом:

Оэкспл = ОL + ОР,

где ОL – расход топлива на пробег, л;

ОР – расход топлива на транспортную работу, л.

Расход топлива на пробег, л определяется по формуле

где Н 100км - норма расхода топлива на 100 км пробега автомобиля, л.

Расход топлива на транспортную работу, л рассчитывают по формуле

где Н 100ткм - норма расхода топлива на 100 ткм транспортной работы, л.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тоннах- километрах, нормы на 100ткм установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: бензин – 2 л, дизельное топливо – 1,3 л, сжиженный нефтяной газ (СПГ) – 2 м3, при газодизельном питании – 1,2 м3 природного газа и 0,25л дизельного топлива.

Для автомобилей самосвалов расход топлива на эксплуатацию, л определяется по формуле

Оэкспл = ОL + Оег,

где Оег – расход топлива на езду с грузом, л.

Этот расход, л вычисляется по формуле

Оег = Негnег,

где Нег – норма расхода топлива на одну езду, л.

Норма расхода топлива на ездку устанавливается в размере 0,25 л жидкого топлива (0,25 м3 природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава; 0,2 м3 и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании; 1 л для большегрузных автомобилей –самосвалов.

Для грузовых автомобилей, работающих по почасовому тарифу, автобусов и легковых автомобилей расход топлива на эксплуатацию, л определяется по формуле

Оэкспл = ОL.

При определении норм расхода топлива следует учитывать специфику работы автомобилей.

Линейная норма расхода топлива корректируется в следующих случаях:

1) при работе автомобилей с прицепами и полуприцепами, л/100км

Н 100км = ,

где – нормативная величина расхода топлива для одиночного автомобиля;

Н доп – величина увеличения (снижения) нормы расхода топлива на каждую тонну собственной массы прицепа(Мп).

Дополнительная норма расхода топлива составляет 2,0 л по автомобилям с карбюраторным двигателем, 1,3 л – с дизельным двигателем, 2,5 м3 – на сжиженном газе,2 м3 –на сжатом природном газе, 1,2 м3 – в газодизельном режиме и до 0,25 дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля;

2) если на шасси автомобиля установлен специализированный кузов, то норма на 100 км пробега увеличивается (уменьшится) на каждую тонну превышения (снижения) собственной массы специализированного автомобиля по сравнению с базовым на 2,0 л по автомобилям с карбюраторным двигателем, 1,3 л – с дизельным двигателем, 2,5 м3 – на сжиженном газе,2 м3 –на сжатом природном газе, 1,2 м3 – в газодизельном режиме и до 0,25 дизельного топлива;

3) при работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, л/100 км

Н 100км = ,

где – номинальная грузоподъемность самосвального прицепа, т.

Кроме перечисленных особенностей расчета норм расхода топлива, следует учитывать дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы и отраженных в нормативах.

Дополнительный расход топлива, л на зимние условия необходимо рассчитывать по формуле

,

где Пзим – надбавка на работу в зимних условиях, %;

nзм – срок действия надбавки в течение года (количество месяцев зимнего периода).

Расход топлива на внутригаражные нужды, л определяется по формуле

где Пвг – надбавка на внутригаражные нужды (до 1%).

Затраты на топливо, руб., определяются следующим образом:

где n – количество видов топлива;

Цi – цена одного литра топлива i-го вида, руб.

Расходы топлива по каждой модели подвижного состава определяются отдельно, затем суммируются по видам топлива, и вычисляются затраты на топливо в целом по АТП.

Планирование потребности в смазочных материалах. Расход смазочных материалов определяется исходя из установленных норм расхода на 100 л общего расхода топлива согласно «Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» по моделям автомобилей или их группам. Нормы расхода масел установлены в литрах, смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50% для автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет, и увеличиваются на 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

Расход смазочных и эксплуатационных материалов, л(кг)

где Нсмi – скорректированная норма расхода масел и смазок i-го вида, л(кг)/100л.

Затраты по каждому виду смазочных материалов, руб.

где Ц1едсмi – цена единицы смазочных материалов i-го вида, руб.

Общая сумма затрат на смазочные и эксплуатационные материалы определяется путем суммирования затратам по каждому виду.

Планирование потребности в автомобильных шинах. При расчете потребности предприятия в шинах необходимо исходить из предусмотренной в расчетах плана общей величины пробега и установленных норм эксплуатационного пробега шин.

Нормы эксплуатационного пробега шин до списания корректируются с учетом условий эксплуатации. Нормы снижаются при следующих условиях:

- постоянная работа на разработках угля и руды при добыче открытым способом и в каменных карьерах – до 15%;

- для автобусов отечественных марок при междугородних и международных перевозках – до 15%;

- постоянная работа автомобилей с прицепами и полуприцепами – до 10%;

- для автомобилей-самосвалов – до 10%;

- для бортовых автомобилей, занятых на лесоразработках, стройках, строительстве и ремонте дорог, вывозе нефтепродуктов и химикатов – до 10%.

Суммарное снижение нормы эксплутационного пробега шин, включающее все перечисленные факторы, не должно превышать 30%.

Потребное количество шин рассчитывается отдельно по каждой марке шин. При использовании автопоезда предполагается использование одинаковых видов шин на автомобиле и прицепе (полуприцепе).

Потребное количество автомобильных шин определяется по следующей формуле:

где nшi – число шин i-й марки на одном автомобиле (автопоезде) без запасной;

Lн – скорректированная норма пробега шин для i-й марки шин, км.

Затраты на шины, руб., определяются путем умножения потребного количества на цену автомобильной шины i-й марки:

Затраты на восстановление износа и ремонт шин определяются исходя из норм, установленных в процентах к стоимости одной шины на 1000 км пробега либо принимаются в размере 90% от затрат на приобретение новых шин.

Планирование потребности в запасных частях и материалах для ТО и ТР. Расчет затрат на запасные части и материалы осуществляется с помощью соответствующих нормативов затрат на единицу пробега (как правило, на 1000 км пробега).

Нормативы могут определяться на основе «Норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей (для целей планирования)» либо рассчитываются по конкретному предприятию на основании данных учета пробегов автотранспортных средств, расходов запасных частей и ремонтных материалов за предыдущий период. Норма расхода запасных частей зависит от технического состояния подвижного состава, который характеризуется пробегом автомобилей с начала эксплуатации, соотношением в общем парке новых и прошедших капитальный ремонт автомобилей.

Нормативы затрат корректируются с учетом предполагаемого изменения уровня цен, обновления парка автомобилей и других факторов.

При расчетах к нормам затрат на материалы и запасные части применяются поправочные коэффициенты:

- для автомобилей, находящихся на первой половине пробега по КР – 0,5;

- для автомобилей зарубежного производства – 1,5;

- для автомобилей с прицепами – 1,25-1,3.

Затраты на запасные части, руб., определяются по формуле

где Нз.ч – скорректированная норма затрат на запасные части на 1000 км пробега, руб./1000 км;

К1 – коэффициент корректирования норм расхода запасных частей в зависимости от условий эксплуатации;

К2 – коэффициент корректирования норм расхода запасных частей в зависимости от модификации подвижного состава;

К3 – коэффициент корректирования норм расхода запасных частей в зависимости от природно- климатических условий.

Затраты на материалы, руб. рассчитываются по формуле

где Нм – скорректированная норма затрат на материалы на 1000 км пробега, руб./1000км.

Необходимое количество агрегатов каждого вида определяется по формуле

где Пi – нормативная потребность i-го вида агрегата на 100 автомобилей;

n – количество моделей i-го вида агрегата.

Затраты на агрегаты, руб., определяются следующим образом:

где Цагрi – средняя стоимость i-го вида агрегата.

После определения потребности по каждому виду материальных ресурсов рассчитываются суммарные затраты на материально- техническое обеспечение автотранспортного предприятия на плановый период.

Зная плановую потребность предприятия в материальных ресурсах на плановый период, можно установить текущую потребность и размеры запасов материалов, запасных частей и агрегатов.

При определении величины производственных запасов по любым видам материальных ресурсов следует рассчитывать размеры необходимого текущего и страхового запасов.

Основные производственные запасы планируются исходя из норм запаса, установленных в днях, и рассчитываются в стоимостном выражении. Они включают в себя запасы топлива, смазочных и прочих эксплуатационных материалов, запасы шин, материалов, запасных частей и агрегатов.

Расчет норматива основных производственных запасов по видам материальных ресурсов осуществляется по формулам:

где Zi – норматив производственных запасов;

Рсi – суточный расход i-го вида ресурса АТП, тыс. руб.;

Сi – годовые затраты по i-му виду ресурса, тыс.руб.;

Днi – норма запаса, дн.

В целом по АТП норматив производственных запасов определяется суммированием нормативов, установленных по каждому виду материальных ресурсов.

Задача 1. Составить план материально-технического снабжения грузового автотранспортного предприятия на год. Определить потребность предприятия в материальных ресурсах, используемых непосредственно при перевозочном процессе.

Таблица 3.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: