Транспортирующие машины с тяговым органом

Лекция 18. Транспортирующие машины

Транспортирующие машины (конвейеры) предназначаются для перемещения грузов. В зависимости от характера груза грузовой поток может быть осуществлен или в виде сплошной струи сыпучих или кусковых мате­риалов, а также в виде отдельных порций сыпучих или кусковых ма­териалов и отдельных штучных грузов.

Все устройства непрерывного транспорта можно подразде­лить на две группы: транспортирующие машины с тяговым органом (лента, цепь, канат), в которых груз перемещается вместе с тяговым органом, и транспортирующие машины без тягового органа.

Группа транспортирующих машин с тяговым органом включает в себя ленточные и цепные конвейеры различного вида и назначения.

Ленточные конвейеры. Ленточные конвейеры (рис.7.11) имеют тяговый орган 2, выполненный в виде бесконечной ленты, являющийся несущим элементом конвейера, приводную станцию, приводящую в движение приводной барабан 1, натяжную станцию с натяжным хвостовым барабаном 6, и натяжным устройством 7, поддер­живающих роликов на рабочей ветви ленты 4 и на холостой ветви ленты 8 (в ряде случаев вместо поддерживающих роликов исполь­зуется сплошной деревянный или металлический настил), загрузочное устройство 5 и разгрузочное устройство 3, отклоняющий барабан I 10, и устройство для очистки ленты 11. Все элементы конвейера смонтированы на металлической раме 9. Ленточные конвейеры являются наиболее распространенными транспортирующими машинами, при­меняемыми в самых различных областях народного хозяйства для перемещения разнообразных штучных и насыпных грузов*.

Широкое применение ленточные конвейеры получили для межо­перационного транспортирования грузов в поточном производстве, для транспортирования в литейных цехах (подачи земли), в шахтном хозяйстве, для подачи топлива и зерна на элеваторах и т. п. Схемы этих конвейеров весьма разнообразны и определяются назначением конвейера в данном технологическом процессе.

Барабаны. В ленточных конвейерах различают приводные, конце­вые, натяжные и отклоняющие барабаны (рис.7.12), служащие для изменения направления движения ленты. Чем больше диаметр барабана, тем мень­ше напряжение изгиба ленты и тем больше срок ее службы. При экс­плуатации лент установлено, что обычно приходится сменять тек­стильную ленту из-за ее расслаивания, которое происходит от много­кратных изгибов ленты на барабанах. Максимальное натяжение лента имеет на приводном барабане, диаметр которого для уменьшения напряжений изгиба принимают наибольшим.

Чтобы конвейерная лента не сбегала с барабанов в сторону, при­водные и натяжные барабаны выполняют бочкообразными. Неприводные и отклоня­ющие барабаны изготовляют цилиндрическими.

Поддерживающие ролики. Чтобы лента под влиянием собственного веса и веса груза не провисала, между барабанами устанавливают поддерживающие ролики (рис.7.13). Диаметр ролика выбирают в зависимости от ширины ленты, ее скорости движения, вида груза и, особенно, в зависимости от размеров кусков.

Приводы к конвейерам Назначение привода (рис.7.14) - приведение в движение тягового органа конвейера и груза. Привод состоит из двигателя 1, редуктора с цилиндрической или червячной передачей 3, барабана 5, а также муфт 2 и 4, соединяющих двигатель с редуктором и редуктор с валом барабана. В зависимости от требований технологического процесса привод конвейера может обеспечить движение ленты с неизменной или переменной скоростью, изменяющейся ступенчато или плавно.

Натяжные устройства. Натяжные устройства подразделяются на устройства, поддержи­вающие постоянную силу натяжения ленты, и устройства, регулирую­щие натяжение ленты в зависимости от требуемой величины крутя­щего момента на приводном барабане.

К устройствам первой группы, поддерживающим постоянное на­тяжение, относятся механические натяжные устройства, в которых натяжение ленты создается при помощи винтовых или реечных меха­низмов, и грузовые устройства, действующие от свободно висящего груза. Натяжную станцию располагают там, где лента имеет мини­мальное натяжение (при этом и усилие натяжения также является ми­нимальным), либо там, где удобнее обслуживать натяжную стан­цию.

Недостатком винтовых натяжных станций является необходимое наблюдение за состоянием тягового элемента и его подтягивании по мере вытяжки. Преимуществом винтового натяжения являются его малые габариты.

Загрузка конвейеров. Конвейер можно загрузить в любой точке его длины. Однако обычно загрузку конвейеров производят около хво­стового барабана. Погрузку на полотно штучных грузов производят или с лотка, по которому скатываются эти грузы, или вручную. Загрузку конвейера сыпучими грузами производят обычно при помощи загрузо­чного лотка.

Разгрузка конвейеров. Наиболее простым и удобным способом разгрузки конвейеров, не требующих специальных устройств, являет­ся сброс материала с приводного барабана.

Цепные конвейеры. В цепных конвейерах тяговым органом являются цепи различного типа: пластинчатые, сварные. Наиболее распространенными являются пластинчатые втулочно-роликовые цепи. Цепные конвейеры можно применять при высоких температурах, а также для работы с весьма грубыми и крупно­кусковыми материалами, когда применение ленточных конвейеров ста­новится нецелесообразным. Цепь дает возможность удобного и надеж­ного крепления грузонесущих и ходовых элементов конвейера, обеспечивает надежную передачу тягового усилия зацеплением цепи звез­дочкой и имеет малую вытяжку под нагрузкой.

Рис. Конвейерная цепь
Недостатком цепного тягового органа является наличие большого количества шарниров, требующих регулярного наблюдения и периодической смазки, а также интенсивный износ цепи при высоких скорос­тях, вследствие наличия динамических усилий. Обычно скорость цеп­ного конвейера не превышает 0,6—1,0 м/сек. Одновременно с транспортированием груза на цепном конвейере могут производиться различные технологические операции. Особенно широко применяют цепные конвейеры в сборочных цехах (сборочные конвейеры), а также в автоматических цехах и автоматических заво­дах, так как цепной конвейер можно легко приспособить к выполне­нию данного технологического процесса и автоматизировать его рабо­ту по заданной программе.

Для перемещения груза конвейеры снабжаются пластинами, обра­зующими полотно конвейера, или ковшами, люльками, специальными подхватами, тележками и т. п. шарнирно подвешиваются к двум тяговым це­пям. Центр тяжести ковша располагается всегда ниже оси подве­са, чем обеспечивается устойчивое положение ковша при его движении и автоматическое возвращение в исход­ное положение после опрокидывания при разгрузке.

Подвесные конвейеры. Простые и надежные в работе подвесные грузонесущие конвейеры (рис.7.15) широко применяются на предприятиях легкой индустрии. С помощью одного конвейера или системы конвейеров полностью реализуются задачи внутрицехового и межцехового транспорта.

Преимуществами подвесных грузонесущих конвейеров являются:

возможность сравнительно несложного изменения трассы транс­портировки при перестановке оборудования; располагаясь над оборудованием или в проходах, трасса конвейе­ра практически не занимает производственных площадей; возможность создания подвижного склада полуфабрикатов на подвесках и резерва пустых подвесок для сокращения времени их подхода к рабочим местам;

возможность реализации механической и автоматической загруз­ки-разгрузки с адресованием грузов.

К недостаткам подвесных грузонесущих конвейеров относят:

металлоемкость ходовых путей, поворотных рам, креплений и подвижной системы с подвесками;

некоторую загроможденность объема производственного поме­щения; требование повышенного внимания к персоналу при прохождении трассы вблизи рабочих мест и в проходах;

опасность применения напольного транспорта в зонах пересече­ния трассы конвейера.

Конструктивные особенности. В подвесных грузонесущих конвейерах грузы переме­щаются по подвесному ходовому пути 4 на подвесках 2, опирающих­ся на каретки с катками 3, соединенных в замкнутый контур тяго­вым элементом 1.

Строение ходового пути зависит от грузоподъемности подвесок, типа кареток и тягового элемента. Ходовой путь может быть одно-, двух- и четырехэлементным. Элементы пути и секции соединяются между собой и подвешиваются к перекрытиям и колон­нам при помощи скоб, хомутов и накладок. Нижний уровень ходо­вого пути не менее 1,8 - 2 м от пола. Прямолинейные секции пути

Все тяговые элементы, исключая цепи с катками, внедренными в конструкцию, перемещаются по ходовому пути, опираясь на каретки, равномерно рассредоточенные по длине конвейера. Конструкция ка­ретки и ее размеры зависят от строения ходового пути, грузоподъ­емности подвески и типа тягового элемента. Типовая каретка под­весных грузонесущих конвейеров с разборной цепью и ходовым пу­тем из двутавра показана на рис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: