Парагрипп

Контрольные вопросы

1. Характеристика вируса гриппа.

2. Эпидемиология гриппа.

3. Клинические варианты гриппа.

4. С какими заболеваниями проводится дифференциальная диагностика?

5. Какой материал забирается для лабораторного исследования?

6. Чем проводится этиотропная терапия?

7. Как проводится профилактика противоэпидемические мероприятия в очаге?..

8. Оформите санитарный бюллетень на тему «Профилактика гриппа».

Парагрипп – острое вирусное заболевание с умеренно выраженными симптомами интоксикации и поражением дыхательных путей, преимущественно гортани.

Этиология. Возбудитель парагриппа – РНК-содержащий вирус, относящийся к семейству парамиксовирусов. Известно четыре серотипа вируса парагриппа. Вирус быстро погибает при кипячении, легко инактивируется дезинфектантами.

Эпидемиология. Источником инфекции является больной человек в среднем в течение 7 – 10 дней. Механизм заражения воздушно-капельный. К парагриппу восприимчивы лица всех возрастных групп, но чаще болеют дети дошкольного возраста. Спорадические случаи парагриппа встречаются круглый год, подъём заболеваемости отмечается в осенне-зимние месяцы.

Патогенез. Входные ворота инфекции – слизистые оболочки носа, гортани, иногда трахеи. Размножение вируса в эпителиальных клетках приводит к их деструкции. Воспалительный процесс наиболее выражен в гортани, что клинически сопровождается ложным крупом. Вирусемия при парагриппе кратковременная и не сопровождается интоксикацией.

Клиника. Инкубационный период в среднем длится 3 – 4 дня (от 2 до 7 дней). Заболевание, как правило, начинается постепенно: появляется общая слабость, лёгкая головная боль, заложенность носа, сухость и першение в горле, субфебрильная температура. С первого дня болезни ведущим симптомом является грубый «лающий» кашель, который держится в течение 7 – 10 дней. Нередко, особенно у детей, развивается синдром крупа. На фоне грубого «лающего» кашля ребёнок становится беспокойным, кожные покровы бледные, с синюшным оттенком, дыхание затруднено, нарастает одышка, что приводит к развитию стеноза гортани (ложного крупа).

При осмотре слизистая оболочка носа отёчна, гиперемирована, отмечается умеренная гиперемии мягкого нёба, дужек, задней стенки глотки.

Взрослые переносят заболевание преимущественно в лёгкой форме, у них единственным симптомом может быть ринит.

Наиболее частым осложнение является пневмония, вызванная вторичной бактериальной флорой.

Лабораторная диагностика. С целью экспресс-диагностики применяется метод иммунофлюоресценции. Для серологической диагностики используют РСК и РТГА по типу парных сывороток. В гемограмме выявляется умеренная лейкопения или нормоцитоз, возможен моноцитоз, СОЭ не увеличена.

Лечение. В первые дни болезни применяют интраназально оксолиновую или теброфеновую мази. При тяжёлой форме используют донорский иммуноглобулин. В качестве патогенетических и симптоматических средств используются противокашлевые препараты, бронхолитики, отхаркивающие микстуры, при гипертермии – жаропонижающие. Применяются также паровые ингаляции, круговые банки, горчичники, ножные ванны. Антибиотики назначают только при бактериальных осложнениях.

При появлении первых признаков асфиксии необходимо срочно вызвать врача и оказать ребёнку доврачебную помощь, обеспечить доступ свежего воздуха, сделать паровые ингаляции, горячие ножные ванны, поставить горчичники на грудную клетку.

При развитии стеноза гортани показано введение седативных, мочегонных, антигистаминных, спазмолитических средств, глюкокортикостероидов. При отсутствии эффекта от проводимой терапии больного переводят в ОИТР.

Выписка реконвалесцентов парагриппа из стационара производится после клинического выздоровления.

Профилактика. Профилактические мероприятия, как и при гриппе направлены на источник инфекции, механизм заражения и восприимчивый организм. При вспышках в детских коллективах проводят разобщение детей на 10 дней после изоляции последнего больного. Индивидуальную профилактику у дошкольников следует проводить с помощью применения лейкоцитарного интерферона, оксолиновой мази.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: